Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п.Балаганск 9 июня 2012 года. Балаганский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Степанюка О.В., при секретаре Федоровой Ю.В., с участием прокурора- помощника прокурора <адрес> М.А. Чирковой, представителя заинтересованного лица - администрации Балаганского муниципального образования, по доверенности Майера А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании, в расположении суда, гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Балаганского муниципального образования, о признании незаконным её бездействия, в части не исполнения требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и об обязывании указанной администрации обеспечить предоставление определенных данным Федеральным законом муниципальных услуг путем принятия правовых актов в сфере реализации этого Федерального закона, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в Балаганский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации Балаганского муниципального образования, о признании незаконным её бездействия, в части не исполнения требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно непринятия правовых актов в данной сфере; об обязывании указанной администрации обеспечить предоставление определенных Федеральным законом муниципальных услуг путем принятия правовых актов в сфере реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о порядке определения размера платы за оказание услуг, о плане-графике перехода на их предоставление в электронной форме; разместить перечень муниципальных услуг в сети Интернет на едином портале государственных и муниципальных услуг; определить муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о указанных услугах в Сводном реестре муниципальных услуг и разместить на едином портале государственных и муниципальных услуг формы заявлений и иных документов, необходимых для их получения, обеспечения к ним доступа для копирования и заполнения в электронном виде. Установлении срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем прокурор, в силу ст. 45 ГПК РФ просит суд признать незаконным бездействия указанной администрации, в части не исполнения требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и обязать её обеспечить предоставление определенных данным Федеральным законом муниципальных услуг путем принятия правовых актов в сфере реализации этого Федерального закона, Помощник прокурора <адрес> М.А. Чиркова, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что в ходе проведенной проверки установлен факт не размещения перечня предоставляемых на территории муниципального образования муниципальных услуг в сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг, указанный перечень размещен лишь на портале Балаганского МО. Отсутствуют формы заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг и обеспечение к ним доступа для копирования и заполнения в электронном виде. Не разработаны и не приняты правовые акты в сфере реализации указанного Федерального закона. Сроки для исполнения указанных требований закона давно истекли. Представитель заинтересованного лица, Балаганского муниципального образования, по доверенности Майер А.В. в суде требования не признал, сославшись в обоснование на то, что в тексте Постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в п.9 указано «Рекомендовать» выполнить мероприятия описанные в заявлении прокурора, следовательно постановление носит рекомендательный, по его мнению не обязательный, характер. Суд, заслушав помощника прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему. Из смысла ст. 254 ГПК РФ, с учетом требований ст. 45 ГПК РФ, следует, что прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если считает, что нарушены права и свободы граждан указанного муниципального образования, а именно неопределенного круга лиц. Согласно ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действия и бездействия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. По смыслу закона, к бездействию относится неисполнение органами местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными и иными актами, определяющими полномочия указанных органов, в результате которого нарушены права и свободы граждан, а как следует из смысла ст. 258 ГПК РФ обязанность органа местного самоуправления может считаться исполненной только тогда, когда нарушение прав и свобод граждан устранено в полном объеме. Как следует из ст.ст.3,8,11,13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативно правовое регулирование отношений, возникших в связи с предоставлением муниципальных услуг, осуществляется наряду с прочими, муниципальными правовыми актами, в том числе порядок определения размера платы за оказанные услуги. Перечни услуг должны размещаться на официальных сайтах органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных муниципальных услуг, а также в сети Интернет на едином государственном портале государственных услуг. Переход на предоставление муниципальных услуг (должны осуществляться в электронной форме, в том числе путем создание соответствующего портала) осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками, утвержденными органами местного самоуправления. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией, как и порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В развитие вышеуказанного Федерального закона и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно- телекоммуникационной сети Интернет», правительством <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, которым утверждены: Положение о порядке формирования и ведения региональной государственной информационной сети «Реестр государственных услуг (функций) <адрес>; Положение о региональной государственной информационной системе «Портал государственных услуг <адрес>», а так же установлен адрес их размещения в сети «Интернет». Согласно указанного постановления органам местного самоуправления рекомендовано в течении 30 дней со дня вступления его в силу создать муниципальный реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых исполнительными местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Создать порталы указанных услуг и определить из числа муниципальных служащих лиц, ответственных за размещение сведений об данных услугах в Сводном реестре, организовать получение ими сертификатов ключей подписей и средств электронной цифровой подписи. Последний из установленных сроков этапов определенных для перехода на предоставление указанных услуг истек в январе ДД.ММ.ГГГГ года. Огласив постановление главы администрации Балаганского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении реестра муниципальных услуг, оказываемых Администрацией Балаганского МО» суд установил, что им утвержден реестр муниципальных услуг, оказываемых администрацией Балаганского МО. При изучении в суде указанного перечня установлено, что в нарушение Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 729-р «О перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» отсутствуют разделы «Образование» и «Здравоохранение», либо отражение вопросов, в том числе о приеме заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет; предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в муниципальное образовательное учреждение; предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в муниципальном образовательном учреждении, ведение дневника и журнала успеваемости; предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках; предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы; предоставление информации из федеральной базы данных о результатах единого государственного экзамена; прием заявок (запись) на прием к врачу в муниципальное учреждение здравоохранения; прием заявлений об оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных муниципальных учреждениях и подразделениях скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также предоставление информации о такой помощи и постановка на соответствующий учет. Более того, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" отсутствуют данные о функциях, исполняемых органами местного самоуправления, при предоставляемых услугах. Отсутствует раздел, «Информация», который должен содержать справочную информацию о федеральных органах исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, предоставляющих услуги (исполняющих функции), учреждениях (организациях), участвующих в предоставлении услуг или предоставляющих услуги на основании государственного (муниципального) задания (заказа), а также о местах предоставления услуг. Представитель заинтересованного лица в суде пояснил, что информация по муниципальным услугам Балаганского МО размещается на официальном сайте муниципального образования, на портале государственных муниципальных услуг их перечень не размещался и никакая другая информация не размещалась. Вновь заявил, что требования носят рекомендательный характер. Представитель прокуратуры в суде категорически заявила, что закон требует на прямую совершить от МО требуемые действия. Суд заслушав стороны приходит к следующему. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) поясняет, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; Статья 6 указанного закона четко определяет именно Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в данной сфере, а именно ч.1 ст. 6 гласит «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: 1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; 2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; Из смысла ст. 29 указанного федерального закона следует, что муниципальные органы именно должны исполнить закон и произвести все указанные в нем действия. При установленных судом обстоятельствах требования прокурора подлежат безусловному удовлетворению. Учитывая требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по обеспечению реализации его положений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, установить соответствующий срок для исполнения данного решения суда, в силу ч.3 ст. 258; ч.2 ст. 206 ГПК РФ. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В то же время п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются в том числе органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. Муниципальное образование является органом местного самоуправления, а потому государственная пошлина при вынесении решения суда по данному делу, несмотря на то, что требования прокурора были удовлетворены, взысканию не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. 257, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявленные прокурором <адрес> требования удовлетворить. Признать бездействие администрации Балаганского муниципального образования по неисполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в части не определения муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре муниципальных услуг и непринятия следующих правовых актов, в сфере реализации указанного Федерального закона: - о порядке определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления; - плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Обязать администрацию Балаганского муниципального образования обеспечить предоставление муниципальных услуг органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а именно: - принять правовые акты в сфере реализации указанного закона: о порядке определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления; о плане-графике перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; - разместить перечень муниципальных услуг в сети Интернет на едином портале государственных и муниципальных услуг; - определить муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре муниципальных услуг; - разместить на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечение к ним доступа для копирования и заполнения в электронном виде. Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Иркутский областной суд через Балаганский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья : <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>