по иску прокурора Карданова Р.А.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Баксан «05» августа 2011 года

Районный суд г. Баксана Кабардино-Балкарской республики

в составе:

председательствующего – судьи Тлупова А.К.,

при секретаре судебного заседания Акежевой Р.И., с участием истицы Кардановой Рометы Артуровны, представителя ответчика – Администрации г.о. Баксан КБР Карабова Мурата Даниловича, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , представителя третьего лица – отдела опеки и попечительства Департамента образования г.о. Баксан КБР Шогеновой Светланы Хасанбиевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Баксана КБР в интересах Кардановой Рометы Артуровны к Администрации г.о. Баксан КБР о возложении на ответчика обязанности выделить жилое помещение Кардановой Р.А. по договору социального найма для проживания, с привлечением к участие в деле в качестве третьих лиц отдела опеки и попечительства Департамента образования г.о. Баксан КБР и Карданова Валерия Артуровича,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Баксана КБР обратился в районный суд г. Баксана КБР в интересах Кардановой Р.А. с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации г.о. Баксан КБР, в обоснование которого указал, что Карданова Р.А., 1994 года рождения, состоит на учете в Администрации г.о. Баксан КБР и входит в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ

На основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, производится органами местного самоуправления. Несмотря на это, Администрация г.о. Баксан КБР, возложенные на нее обязанности не выполняет, в связи с чем, просит суд удовлетворить их требование.

Истец – прокурор г. Баксана КБР, третье лицо Карданов В.А., извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей ответчика Карабова М.Д. и третьего лица Шогеновой С.Х., просивших суд рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся истца и третьего лица, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца - прокурора г. Баксана КБР и третьего лица Карданова В.А.

Истица Карданова Р.А. и представитель отдела опеки и попечительства Департамента образования г.о. Баксан КБР Шогенова С.Х. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить, поскольку последняя нуждается в жилом помещении для проживания.

В судебном заседании представитель ответчика Карабов М.Д. показал, что указанная в иске категория граждан обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти, данные полномочия могут быть возложены на орган местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. На сегодня, их полномочия ограничиваются ведением в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. С учетом изложенного, представитель ответчика полагает, что указанные требования обращены к ним незаконно, они являются ненадлежащим ответчиком по иску, в связи с чем, в удовлетворении требований истца просит отказать.

Выслушав истицу Карданову Р.А., представителя ответчика Карабова М.Д., представителя третьего лица Шогенову С.Х., изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан, в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относятся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.

Из указанного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

При этом, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которым закреплено, что наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ (ст. ст. 6 и 19 настоящего Закона).

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Исходя из полномочий, которыми наделена Администрация г.о. Баксан КБР, она не может быть признана, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Несмотря на сделанные стороне истца предложения, прокурор г. Баксана КБР исковые требования в части круга лиц, привлекаемых к участию в деле в качестве ответчиков, не уточнил, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим не заявил.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований, адресованных к ненадлежащему ответчику – Администрации г.о. Баксан КБР, без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора г. Баксана КБР в интересах Кардановой Рометы Артуровны к Администрации г.о. Баксан КБР о возложении на ответчика обязанности выделить жилое помещение Кардановой Р.А. по договору социального найма для проживания, - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд КБР через районный суд г. Баксана КБР в течение десяти дней.

Судья

районного суда г. Баксан КБР А.К. Тлупов

«Копия верна»:

судья районного суда г. Баксан КБР А.К. Тлупов