РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бакчар Томской области 29 сентября 2010 г.
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И.,
с участием: прокурора Миронова И.Ю.,
представителя администрации муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» Пирогова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–325/2010 по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области об оспаривании бездействия муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» по непринятию мер к обеспечению необходимого запаса топлива в котельных жилищно-коммунального хозяйства на отопительный сезон,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – муниципального образования «Бакчарское сельское поселение», выразившегося в неприятии мер к подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, а именно, к обеспечению необходимого запаса топлива на котельных с. Бакчар на предстоящий отопительный сезон.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что в нарушение требований Постановления Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года на котельных № 3 и № 6 в с. Бакчар, от которых отапливаются, в том числе, и жилые квартиры, не создан нормативный запас твердого топлива, составляющий не ниже 70 % потребности отопительного сезона. По состоянию на 20 сентября 2010 года при годовой потребности котельной № 3 в топливе в количестве 688 тонн угля в наличии имелся запас угля в количестве 83 тонны. На котельной № 6 в наличии имелся запас угля в количестве 20 тонн при годовой потребности 79.5 тонн.
Бездействие администрации Бакчарского сельского поселения является незаконным, поскольку эксплуатация котельных без создания нормативного запаса топлива ставит под угрозу теплоснабжение населения в случае аварийной ситуации, чем нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в жилищном фонде, отапливаемом указанными котельными.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Бакчарского сельского поселения по непринятию мер к созданию нормативного запаса топлива на котельных № 3 и 6 с. Бакчар. Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения обеспечить создание на котельной № 3 с. Бакчар запаса угля в количестве не менее 481.5 тонн; на котельной № 6 с. Бакчар – запаса угля не менее 55.5 тонн в течение 30 суток с момента вступления решения суда в силу.
В судебном заседании помощник прокурора Миронов И.Ю. изложенные выше требования и доводы заявления поддержал.
Представитель администрации муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» с требованиями прокурора согласился, пояснив, что для хранения такого количества запаса топлива на котельных № 3 и № 6 недостаточно складских площадей, поэтому требуемый прокурором запас топлива в 30-дневный срок обеспечить невозможно. Уголь будет подвозиться в указанные котельные по мере отопительного сезона.
Заинтересованное лицо – ООО «Бакчартеплосети» в суд представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства дела извещено, о причинах неявки в суд не сообщило.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального Кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 17 этого закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.6.10 указанных Правил, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердым не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидким - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно пункту 2.6.13 Правил, в летний период должны быть проведены ряд работ, в том числе, осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 2.6.3 Правил, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Распоряжением Губернатора Томской области от 31.03.2010 г. № 89-р «О подготовке хозяйственного комплекса Томской области к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов» даны рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области обеспечить качественную подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципальных образований к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, и Организационно-методическими рекомендациями по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203; организовать выполнение на территории муниципальных образований Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго России от 04.09.2008 № 66; завершить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов в населенных пунктах Томской области по муниципальным образованиям, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - к 1 сентября 2010 года.
Как следует из сообщения ООО «Бакчартеплосети» от 20 сентября 2010 года, теплоснабжение жилищного фонда в с. Бакчар осуществляется четырьмя котельными. В котельной № 3 с. Бакчар по ул. Целинная запас топлива составляет 10 тонн нефти и 83 тонны угля, что в пересчете на нефть составляет 13 % годовой потребности. В котельной № 6 с. Бакчар по ул. Октябрьская запас топлива составляет 20 тонн угля, что составляет 25 % годовой потребности.
Аналогичные сведения указаны и в сообщении Главы администрации Бакчарского сельского поселения от 06 сентября 2010 года, где также указано, что годовое потребление горючего на котельной № 3 составляет 687.5 тонн угля, на котельной № 6 – 79.5 тонн угля.
На момент обращения прокурора в суд и на момент рассмотрения дела отопительный сезон на территории Бакчарского района Томской области уже начался. Однако вопреки требованиям «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, нормативный запас твердого топлива на котельных № 3 и № 6 (70 % от потребности в твердом топливе на отопительный период) до начала отопительного сезона не создан.
Таким образом, требования приведённых выше положений законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях на начало отопительного сезона не выполнены.
На котельной № 3 с. Бакчар необходимо создать запас угля в количестве не менее 687.5 тонн * 70 % = 481.5 тонн; на котельной № 6 с. Бакчар –не менее 79.5 тонн * 70 % = 55.5 тонн.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Поскольку обязанность по решению вопросов теплоснабжения населения и контроль готовности жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления, в том числе, на поселения, то требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При установлении срока, в течение которого должны быть устранены допущенные нарушения законодательства, суд учитывает мнение прокурора, отраженное в рассматриваемом заявлении, требования разумности, и считает, что этот срок не должен зависеть от времени вступления решения в законную силу, а должен определяться конкретной датой.
Руководствуясь статьями 258, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» по неприятию мер к созданию нормативного запаса топлива на котельных № 3и № 6 с. Бакчар.
Обязать администрацию муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» обеспечить создание в котельной № 3 с. Бакчар запаса угля в размере не менее 481.5 тонны; в котельной № 6 с. Бакчар – запаса угля в размере не менее 55.5 тонны в срок до 15 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.
Председательствующий: Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 04 октября 2009 года