РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бакчар Томской области 29 сентября 2010 г.
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И.,
с участием: прокурора Миронова И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–326/2010 по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области об оспаривании бездействия муниципального образования «Парбигское сельское поселение» по непринятию мер к обеспечению необходимого запаса топлива на котельной жилищно-коммунального хозяйства на отопительный сезон,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – муниципального образования «Парбигское сельское поселение», выразившегося в неприятии мер к подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, а именно, к обеспечению необходимого запаса топлива на котельной муниципального образовательного учреждения «Парбигская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МОУ «Парбигская СОШ») с. Парбиг Бакчарского района Томской области на предстоящий отопительный сезон.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что в нарушение требований Постановления Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года на котельной МОУ «Парбигская СОШ» в с. Парбиг, от которой отапливается, в том числе, и жилые квартиры, не создан нормативный запас твердого топлива, составляющий не ниже 70 % потребности отопительного сезона. По состоянию на 20 сентября 2010 года при годовой потребности котельной в топливе в количестве 300 тонн угля в наличии имелся запас угля в количестве 62 тонны.
Бездействие администрации Парбигского сельского поселения является незаконным, поскольку эксплуатация котельных без создания нормативного запаса топлива ставит под угрозу теплоснабжение населения в случае аварийной ситуации, чем нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в жилищном фонде, отапливаемом указанными котельными.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Парбигского сельского поселения по непринятию мер к созданию нормативного запаса топлива на котельной МОУ «Парбигская СОШ» в с. Парбиг. Обязать администрацию Парбигского сельского поселения обеспечить создание на котельной МОУ «Парбигская СОШ» в с. Парбиг запаса угля в количестве не менее 210 тонн в течение 30 суток с момента вступления решения суда в силу.
В судебном заседании помощник прокурора Миронов И.Ю. изложенные выше требования и доводы заявления поддержал.
Представитель администрации муниципального образования «Парбигское сельское поселение», извещенного о месте и времени судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Глава администрации Парбигского сельского поселения направил в суд отзыв с просьбой рассмотреть дело без его участия, указав, что требования прокурора признаёт в полном объеме.
Заинтересованное лицо – ООО «Теплосервис» в суд представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства дела извещено, о причинах неявки в суд не сообщило.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя органа местного самоуправления, действия которого обжалуются, и заинтересованного лица.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 17 этого закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.6.10 указанных Правил, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердым не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидким - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно пункту 2.6.13 Правил, в летний период должны быть проведены ряд работ, в том числе, осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 2.6.3 Правил, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Распоряжением Губернатора Томской области от 31.03.2010 г. № 89-р «О подготовке хозяйственного комплекса Томской области к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов» даны рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области обеспечить качественную подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципальных образований к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, и Организационно-методическими рекомендациями по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203; организовать выполнение на территории муниципальных образований Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго России от 04.09.2008 № 66; завершить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 годов в населенных пунктах Томской области по муниципальным образованиям, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - к 1 сентября 2010 года.
Как следует из сообщения ООО «Теплосервис» от 20 сентября 2010 года, на котельной МОУ «Парбигская СОШ» в с. Парбиг, собственником которой является муниципальное образование «Парбигское сельское поселение», создан запас топлива в количестве 62 тонны угля и 300 м3 дров что составляет 40 % годовой потребности.
Аналогичные сведения указаны и в сообщении Главы администрации Парбигского сельского поселения от 27 августа 2010 года, где также указано, что годовое потребление горючего на котельной МОУ «Парбигская СОШ» составляет 300 тонн угля, завезено 45 тонн угля.
На момент обращения прокурора в суд и на момент рассмотрения дела отопительный сезон на территории Бакчарского района Томской области уже начался. Однако вопреки требованиям «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, нормативный запас твердого топлива на котельной МОУ «Парбигская СОШ» (70 % от потребности в твердом топливе на отопительный период) до начала отопительного сезона не создан.
Таким образом, требования приведённых выше положений законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях на начало отопительного сезона не выполнены.
На котельной МОУ «Парбигская СОШ» необходимо создать запас угля в количестве не менее 300 тонн * 70 % = 210 тонн.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Поскольку обязанность по решению вопросов теплоснабжения населения и контроль готовности жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления, в том числе, на поселения, то требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При установлении срока, в течение которого должны быть устранены допущенные нарушения законодательства, суд учитывает мнение прокурора, отраженное в рассматриваемом заявлении, требования разумности, и считает, что этот срок не должен зависеть от времени вступления решения в законную силу, а должен определяться конкретной датой.
Руководствуясь статьями 258, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Парбигское сельское поселение» по неприятию мер к созданию нормативного запаса топлива на котельной муниципального образовательного учреждения «Парбигская средняя общеобразовательная школа» в с. Парбиг.
Обязать администрацию муниципального образования «Парбигское сельское поселение» обеспечить создание на котельной муниципального образовательного учреждения «Парбигская средняя общеобразовательная школа» в с. Парбиг запаса угля в размере не менее 201 тонн в срок до 15 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.
Председательствующий: Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 04 октября 2009 года