Решение вступило в законную силу 19.10.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 01 октября 2010 г.

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И.,
с участием:

прокурора Смирнова А.В.,

истицы Хаммель Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-291/2010 по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Хаммель Н.К. к администрации Бакчарского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах истицы Хаммель Н.К., обратился в суд с иском к администрации Бакчарского сельского поселения о предоставлении истице жилого помещения.

Исковые требования обоснованы тем, что истица Хаммель Н.К. (до брака – Ляпина), родившаяся ... года, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы лишена родительских прав, отец умер 08 октября 2004 года. Жилая площадь за Хаммель Н.К. не закреплялась, своего жилья в собственности она не имеет, проживает у знакомых. В 2009 году Хаммель Н.К. была поставлена на очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, под № 15. В июне 2010 года Хаммель Н.К. закончила обучение в ..., неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства с просьбами оказать помощь в получении жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Прокурор просит суд обязать администрацию Бакчарского сельского поселения предоставить Хаммель Н.К. вне очереди жилое помещение в с. Бакчар по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 12 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор и истица иск поддержали, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении.

Истица пояснила, что в настоящее время она живёт в съемной квартире, своего жилья у неё нет.

Ответчик и третьи лица, извещённые о месте и времени о месте и времени разбирательства дела, представителей в суд не направили.

В отзыве на иск представитель ответчика – Глава администрации Бакчарского сельского поселения указал, что в соответствии с законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» Бакчарским сельским поселением осуществляются переданные государственные полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан на основании субвенций, предоставляемых исполнительными органами государственной власти. Однако выделяемой ежегодно субвенции недостаточно, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Представитель третьего лица – Глава администрации Бакчарского района Донской Д.В. в отзыве на иск указал, что считает требования Хаммель Н.К. правомерными и основанными на законе. Администрация Бакчарского района наделена государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Данные полномочия исполняются в объеме поступающих из бюджета Томской области финансовых средств.

Представитель третьего лица – администрации Томской области в своём отзыве на иск также поддержал требования прокурора в интересах Хаммель Н.К., указав, что государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа наделены администрации поселений, которые в случае недостаточности средств выделяемых на эти цели субвенций вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Бакчарского сельского поселения.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что истица Хаммель Н.К. (добрачная фамилия Ляпина), родившаяся Дата обезличена года, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Ляпина М.И. решением суда от 21 июля 2006 года лишена родительских прав, отец Ляпин К.Ф. умер 08 октября 2004 года.

С 01 сентября 2006 года по 30 июня 2010 года Ляпина Н.К. обучалась в ...» по дневной форме обучения, окончив полный курс обучения. Дата обезличена года она заключила брак и сменила фамилию на Хаммель. Дата обезличена года её брак был расторгнут.

С 13 июля 2009 года администрацией Бакчарского сельского поселения Хаммель Н.К. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения. Ранее с августа 2006 года Хаммель Н.К. состояла в льготной очереди на получение жилья в Поротниковской сельской администрации. Закрепленного жилья Хаммель Н.К. не имеет. Квартира, в которой она зарегистрирована, для проживания не пригодна.

Как следует из сообщений администраций Бакчарского и Поротниковского сельских поселений, Управления Росреестра России по Томской области, ОГУП «ТОЦТИ», а также из иных материалов дела, истица Хаммель Н.К. своего жилья не имеет, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» установлено, что предусмотренные этим Законом, а также Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии со статьей 15 названного Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Статьей 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» установлено, что государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов Томской области.

Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Пунктом 5 указанной нормы закона установлено, что распределение субвенций местным бюджетам из бюджета Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, и, следовательно, не обладает правом требовать осуществления мероприятий по выделению бюджетных средств для предоставления ему жилья.

Поскольку Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, то обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть возложена на ответчика – администрацию Бакчарского сельского поселения.

Отсутствие свободного жилья и недостаточность средств, выделяемых на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа истице в обеспечении вне очереди жильем, поскольку возложение обязанности по предоставлению жилья конкретному лицу не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию указанного выше Закона.

Решением совета Бакчарского сельского поселения № 21 от 12 июля 2006 года норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории поселения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

Таким образом, в соответствии с названными нормами законодательства администрация Бакчарского сельского поселения обязана предоставить истице вне очереди жилое помещение на территории Бакчарского сельского поселения, пригодное для проживания, общей площадью не менее 12 квадратных метров.

Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию Бакчарского сельского поселения предоставить Хаммель Н.К. жилое помещение по договору социального найма в Бакчарском сельском поселении Бакчарского района Томской области, пригодное для проживания, общей площадью не менее 12 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.

Председательствующий Шатохин В.В.

В окончательной форме решение принято 06 октября 2010 года