Решение об обязании по водоотведению хозяйственно-бытовых сточных вод, в законную силу не вступило



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 06 мая 2011 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Быкова О.В.

при секретаре Вельматкиной Т.В.

с участием истца: прокурора Бакчарского района Томской области Истомина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-113/2011 по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов в селе Бакчар Бакчарского района Томской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов в селе Бакчар Бакчарского района Томской области.

В своём заявлении прокурор указал, что при проверке соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения установлено, что на основании договора аренды от 01.11.2010 № 32 Администрацией Бакчарского сельского поселения МУП «Бакчарские коммунальные системы» передан водопроводно-канализационный коллектор в с. Бакчар, протяженностью 1370 метров. По коллектору канализационные стоки от объектов с. Бакчар, без санитарной очистки и обезвреживания сбрасываются в поверхностный водный объект (болото), расположенное в 51 метре на юго-запад от дома №11 по ул. Набережная, а так же вакуумными машинами КО-505А МУП «Бакчарские коммунальные системы» на рельеф местности в поверхностный водный объект (болото), расположенный между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала – Бакчар, чем оказывают негативное воздействие на данные водные объекты.

Как следует из протоколов анализа воды, взятой из указанных выше водных объектов от 19.04.2011 №№ 405,406 в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков (аммоний-ион, фторид-ион и др.) В условиях существующей системы водоотведения, в связи с отсутствием очистных сооружений, фактическая возможность очистки сточных вод, поступающих от объектов с. Бакчар, отсутствует.

Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное влияние на водные объекты, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующих территориях, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека.

Бездействие администрации Бакчарского сельского поселения по решению вопроса об организации водоотведения, исключающего несанкционированный сброс в водные объекты (болото) неочищенных хозяйственно-бытовых стоков нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также предусмотренное ч.2 ст.6 ВК РФ право на пользование водным объектом для личных и бытовых нужд, поскольку использование данного объекта в рассматриваемой ситуации является небезопасным.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 45, 206, 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 42 Конституции Российской Федерации, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов с. Бакчар Бакчарского района Томской области, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный коллектор в водный объект (болото), расположенный в 51метре на юго-запад от дома №11 по ул. Набережная, а также на поверхностный водный объект (болото), расположенный между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала – Бакчар, установив срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения сточных вод, поступающих от объектов с. Бакчар Бакчарского района Томской области.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.

Ответчик муниципальное образование «Бакчарское сельское поселение» представителя в суд не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен.

Представитель заинтересованного лица – МУП «Бакчарские коммунальные системы» в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоотведением понимается - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела, установлено, что на основании договора аренды от 01.11.2010 № 32 Администрацией Бакчарского сельского поселения МУП «Бакчарские коммунальные системы» передан водопроводно-канализационный коллектор в с. Бакчар, протяженностью 1370 метров. По коллектору канализационные стоки от объектов с. Бакчар сбрасываются в поверхностный водный объект (болото), расположенное в 51 метре на юго-запад от дома №11 по ул. Набережная. В целях вывоза канализационных стоков МУП «Бакчарские коммунальные системы» также используются вакуумные машины КО-505А. Сточные неочищенные воды хозяйственно-бытового значения путем использования указанной специализированной техники сбрасываются на рельеф местности в поверхностный водный объект (болото), расположенный между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала - Бакчар.

Как следует из протокола анализа воды, взятой из водного объекта расположенного в 51 метре на юго-запад от дома №11 по ул. Набережная, от 19.04.2011 № 405 в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков (аммоний-ион и др.), запах воды - сильный фекальный, стоки обладают острой токсичностью.

Как следует из протокола анализа воды, взятой из болота, расположенного между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала - Бакчар от 19.04.2011 № 406 в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков (аммоний-ион, и др.), интенсивность запаха пробы воды 0 баллов, что соответствует отсутствию запаха, стоки не обладают острой токсичностью.

Согласно пояснительной записке о результатах исследования проб от 25.04.2011 года, подготовленной начальником отдела Томская СИГЭКиА С., во взятых пробах, из указанных выше водных объектов, обнаружены следующие загрязняющие вещества: сульфат- ионы, аммоний-ионы, нитрит-ионы, нитрат-ионы, хлорид- ионы, фосфат-ионы и др. Наличие указанных веществ свидетельствует о хозяйственно-бытовом загрязнении водных объектов.

Согласно сообщению МУП «Бакчарские коммунальные системы», участок, расположенный между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала – Бакчар, под свалку жидких бытовых отходов был выделен Бакчарским Райисполкомом, разрешение на сброс неочищенных сточных хозяйственно-бытового назначения было дано устно.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организация местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организация местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу положений статьи 7 Закона Томской области от 12.08.2008 № 168-03 «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использование и охраной поверхностных объектов, на территории Томской области» решение вопросов водоотведения бытовых сточных вод населения в поверхностные водные объекты, в том числе по постановке на учет бесхозяйных канализационных сетей, канализационных очистных сооружений бытовых сточных вод населения, их эксплуатации, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и Томской области требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения осуществляют соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в ведении которых находится решение вопросов отведения бытовых сточных вод населения.

Согласно статье 32 Устава Муниципального образования «Бакчарское сельское поселение», принятого решением Совета Бакчарского сельского поселения от14.12.2005 № 10, (далее - Устав) администрация Бакчарского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» и в соответствии с Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава к вопросам местного значения Бакчарского сельского поселения и к компетенции администрации Бакчарского сельского поселения относится организация водоотведения.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение вопроса по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод объектов села Бакчар в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, относится к компетенции Администрации Бакчарского сельского поселения Томской области.

Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.

Как установлено в судебном заседании Администрацией Бакчарского сельского поселения каких-либо действий по осуществлению возложенных на нее полномочий по водоотведению для исключения сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в водные объекты до настоящего времени не совершено.

Доказательств надлежащей организации водоотведения бытовых сточных вод и невозможности решения в настоящее время вопроса по безопасному водоотведению Администрацией Бакчарского сельского поселения не представлено.

Таким образом, судом установлено бездействие администрации поселения. При указанных обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, суд считает достаточным и разумным установить срок для исполнения настоящего решения шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов в селе Бакчар Бакчарского района Томской области, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный коллектор в водный объект (болото), расположенный в 51метре на юго-запад от дома №11 по ул. Набережная, а также на поверхностный водный объект (болото), расположенный между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала – Бакчар.

Обязать Администрацию Бакчарского сельского поселения принять меры по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов в селе Бакчар Бакчарского района Томской области, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный коллектор в водный объект (болото), расположенный в 51метре на юго-запад от дома №11 по ул. Набережная, а также на поверхностный водный объект (болото), расположенный между 135 и 136 километром автомобильной дороги Каргала – Бакчар, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.

Судья О.В. Быков

в