РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Бакчар Томской области 16 июня 2011 года Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего Прохорова Л.П. при секретаре Орловой И.Ю. с участием: старшего помощника прокурора Бакчарского района Томской области Смирнова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-132/2011 по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» Бакчарского района Томской области по не проведению необходимых мероприятий по очистке территории от бытовых отходов и мусора, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» Бакчарского района Томской области (далее - МО «Бакчарское сельское поселение»), обосновывая свои требования, тем, что в ходе проведенной прокуратурой Бакчарского района Томской области совместно с государственным инспектором Томской области по охране природы проверки установлено, что в с. Чернышевка выявлены места несанкционированного размещения отходов (свалки): 1. Слева и справа вдоль подъездных путей к санкционированному объекту размещения отходов, расположенному в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка, на расстоянии 50 м от границы данного объекта, на площади 100м х 20м расположены бытовые отходы и мусор, состоящий из металлолома, остатков бытовой техники, полиэтиленовых упаковок, банок, бутылок, объем свалки 5 куб.м; 2. В 10 м на север за границей санкционированного объекта размещения отходов, расположенного в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка, на площади 8м х 5м расположены бытовые отходы и мусор, состоящий из металлолома, банок, бутылок, веток, объем свалки 15 куб.м.; 3. Ограничивающая санкционированный объект размещения отходов, расположенный в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка, водосборная канава по всему периметру захламлена бытовыми отходами и мусором; 4. Перед въездом на санкционированный объект размещения отходов, расположенный в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка, отсутствует информационный щит (указатель). Помимо этого, в п. Кирзавод с. Бакчар обнаружено место несанкционированного размещения отходов. Так, в 20 м в северо-восточном направлении от многоквартирного дома № 9 в п. Кирзавод на площади 6 м х 6 м размещены бытовые отходы и мусор, состоящие из картона, полиэтиленовых упаковок, банок, бутылок, объем свалки 10 куб. м. Также места несанкционированного размещения отходов (свалки) обнаружены в с. Бакчар: 1. По улице Крылова, в 100 м на юг от жилого дома по пер. Молодежный 2, в с. Бакчар на площади 6 м х 15 м размещены бытовые отходы и мусор, состоящий из картона, полиэтиленовых упаковок, банок, бутылок, веток, объем свалки 6 куб. м.; 2. По переулку Нарымскому, между жилыми домами по ул. Кузнецова, 55 и ул. Промышленная, 36, на площади 30 м х 5 м размещены бытовые отходы и мусор, состоящий из полиэтиленовых упаковок, бутылок, веток, объем свалки 5 куб. м.; 3. В 50 м от жилого дома по улице Пушкина, 75, справа от дороги размещены бытовые отходы и мусор, состоящий из полиэтиленовых пакетов, бутылок, досок, объем свалки 5 куб. м. Наличие мест несанкционированного размещения отходов (свалок) на территории поселения, а также необустройство санкционированного места размещения отходов в соответствии с установленными требованиями свидетельствует о бездействии Администрации Бакчарского сельского поселения и не исполнении обязанностей, установленных действующим законодательством, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку в Бакчарском сельском поселении, чем нарушаются гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и требования Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Прокурор Бакчарского района Томской области просит признать незаконным бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения в части неисполнения обязанности по очистке территории поселения от бытовых отходов и мусора вышеназванных объектов, а также в части неисполнения обязанности по установке аншлага (информационного щита) перед въездом на санкционированный объект размещения отходов, расположенный в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка и обязать Администрацию Бакчарского сельского поселения в месячный срок со дня вынесения решения суда очистить территорию поселения от бытовых отходов и мусора вышеназванных объектов. В судебном заседании старший помощник прокурора Бакчарского района Томской области Смирнов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика, Глава администрации МО «Бакчарское сельское поселение» Приколота С.М., в судебном заседании заявленные требования признал, предоставив письменное заявление. Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 52 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Согласно ст. 10 Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Положениями ст. 51 Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона №131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Согласно ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст.22 Устава МО «Бакчарское сельское поселение» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Бакчарское сельское поселение» является администрация МО «Бакчарское сельское поселение». Согласно ст.7, ст.34 Устава МО «Бакчарское сельское поселение» к вопросам местного значения и к компетенции администрации Бакчарского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 3 Устава, территория МО «Бакчарское сельское поселение» включает территорию с. Бакчар, с. Чернышевка. В силу п.4.5 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (ТБО) для населенных пунктов с численностью до трех тысяч человек, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 16.06.1999 №227, обустройство такого объекта включает в себя установку аншлагов (информационных щитов). Суд находит, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей Бакчарского сельского поселения на благоприятную окружающую среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление направляется прокурором в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В силу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Последствия признания иска, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны. Признание органом местного самоуправления - муниципальным образованием «Бакчарское сельское поселение» Томской области заявленных требований прокурора не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц и в соответствии с частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ должно быть принято судом. Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» Бакчарского района Томской области по не проведению необходимых мероприятий по очистке территории от бытовых отходов и мусора: - слева и справа вдоль подъездных путей к санкционированному объекту размещения отходов, расположенному в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка, на расстоянии 50 м от границы данного объекта, на площади 100м х 20м, объем свалки 5 куб.м.; - в 10 м на север за границей санкционированного объекта размещения отходов, расположенного в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с.Чернышевка, на площади 8м х 5м, объем свалки 15 куб.м.; - ограничивающую санкционированный объект размещения отходов, расположенный в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка, водосборную канаву по всему периметру; - в 20 м в северо-восточном направлении от многоквартирного дома № 9 в п. Кирзавод с. Бакчар на площади 6 м х 6 м, объем свалки 10 куб. м.; - по ул. Крылова, в 100 м на юг от жилого дома по пер. Молодежный, 2 в с. Бакчар на площади 6 м х 15 м, объем свалки 6 куб. м.; - по пер. Нарымскому, между жилыми домами по ул. Кузнецова, 55 и ул. Промышленная, 36, на площади 30 м х 5 м, объем свалки 5 куб. м.; - в 50 м от жилого дома по ул. Пушкина, 75, справа от дороги, объем свалки 5 куб. м.; - а также в части неисполнения обязанности по установке аншлага (информационного щита) перед въездом на санкционированный объект размещения отходов, расположенный в 300 м на юг от здания по ул. Ленина, 2 в с. Чернышевка. Обязать муниципальное образование «Бакчарское сельское поселение» Бакчарского района Томской области очистить территорию поселения от бытовых отходов и мусора вышеназванных объектов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда. Судья Л.П. Прохорова Решение в окончательной форме принято 20.06.2011 года Судья Л.П. Прохорова Копия верна, судья Бакчарского районного суда Томской области Л.П. Прохорова