Решение о возложении обязанности разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами, проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферных воздух, в законную силу не вступило.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 19 сентября 2011 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Прохорова Л.П.

при секретаре Вельматкиной Т.В.

с участием: помощника прокурора Бакчарского района Томской области Миронова И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-186/2011 по исковому заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Андарма» о возложении обязанности разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами, проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Андарма» (далее - ООО «Андарма») о возложении обязанности разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами, проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обосновывая свои требования, тем, что в ходе проведенной прокуратурой Бакчарского района Томской области установлено, что ООО «Андарма» допускает грубые нарушения законодательства об охране окружающей среды.

При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Андарма» на предприятии образуются отходы различных классов опасности: зола древесная, отходы от обработки зерна, древесные отходы, относящиеся к 5 классу опасности; шлам от мойки автотранспорта, мусор от уборки помещений, относящиеся к 4 классу опасности; масла автомобильные отработанные, относящиеся к 3 классу опасности.

Данный факт свидетельствует об осуществлении юридическим лицом деятельности, связанной с обращением с отходами.

В силу требований ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ООО «Андарма» должно осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти Томской области (в соответствии с их компетенцией).

В нарушение указанных норм федерального законодательства в ООО «Андарма» порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не разработан и не согласован с уполномоченным органом.

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ (ч.ч.2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В нарушение названных норм, ООО «Андарма» не составлены и не утверждены в установленном порядке паспорта опасных отходов в отношении отходов 3 и 4 класса опасности, образующихся в результате деятельности юридического лица.

Прокурор Бакчарского района Томской области просит обязать ООО «Андарма») разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами, проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, до 31.12.2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Миронов И.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика, ООО «Андарма», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не явки не сообщил.

В силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 52 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» установлена обязанность юридических лиц при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление направляется прокурором в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Из материалов дела следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Андарма» на предприятии образуются отходы различных классов опасности: зола древесная, отходы от обработки зерна, древесные отходы, относящиеся к 5 классу опасности; шлам от мойки автотранспорта, мусор от уборки помещений, относящиеся к 4 классу опасности; масла автомобильные отработанные, относящиеся к 3 классу опасности.

Данный факт подтверждается сведениями об образовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2010 года, предоставляемыми в Управление Росприроднадзора по Томской области, входящий номер 3984 от 18.02.2011 года, отчитывающейся организацией ООО «Андарма», что свидетельствует об осуществлении данным юридическим лицом деятельности, связанной с обращением с отходами.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ООО «Андарма» должно осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти Томской области (в соответствии с их компетенцией).

Однако в нарушение указанных норм федерального законодательства в ООО «Андарма» порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не разработан и не согласован с уполномоченным органом.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом директора ООО «Андарма» Андриевских В.К. на требование прокуратуры района от 17.08.2011, а также ранее внесенным представлением от 26.03.2010 и ответом на него от 23.04.2010.

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ (ч.ч.2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

На основании Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 785 утверждены форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.

Согласно п.п. 1-3 указанной инструкции паспорт опасного отхода составляется и утверждается юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.

Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов.

В нарушение названных норм, ООО «Андарма» не составлены и не утверждены в установленном порядке паспорта опасных отходов в отношении отходов 3 и 4 класса опасности, образующихся в результате деятельности юридического лица, что подтверждаются ответом директора ООО «Андарма» Андриевских В.К. на требование прокуратуры района от 17.08.2011.

ООО «Андарма» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией котельной, зерносушилки, склада ГСМ, сварочного поста, гаража, а также автотранспорта и сельскохозяйственной техники, которые являются источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Данный факт подтверждается, направляемыми ООО «Андарма» в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, сведениями о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2010 год, а также сведениями об охране атмосферного воздуха за 2010 год, предоставляемыми в Управление Росприроднадзора по Томской области, входящий номер 3983 от 18.02.2011 года, отчитывающейся организацией ООО «Андарма».

В соответствии с ч. 1 ст. 11, ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработанные нормативы утверждаются уполномоченными государственными органами (п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183).

В нарушение названных норм природоохранного законодательства ООО «Андарма» не разработан и не утвержден в установленном порядке проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливающей, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, ООО «Андарма» инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не произведена.

Как следует из акта проверки №12-87 от 18.03.2011 года, неоднократно выявлены нарушения предписаний органов государственного контроля (надзора) в ходе предыдущих плановых проверок ООО «Андарма», а именно предприятием не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не разработан и не утвержден в установленном порядке проект предельно допустимых выбросов в атмосферу (акт 12-17 от 28.05.2009 года, предписание №1, акт №12-2 от 01.02.2010 года, предписание №12-2 от 01.02.2010 п/п 1, акт №12-27 от 08.09.2010 года, предписание №12-16 от 08.09.2010 п/п 1). Предприятием не разработаны и не утверждены в установленном порядке паспорта опасных отходов, инструкции по обращению с отходами (акт №12-17 от 28.05.2009, предписание №2, акт №12-2 от 01.02.2010 года, предписание №12-2 от 01.02.2010 п/п 2, акт №12-27 от 08.09.2010 года, предписание №12-16 от 08.09.2010 п/п 2). Не разработан и не утвержден порядок производственного контроля в области обращения с отходами по ООО Андарма» (акт 12-17 от 28.05.2009 года, предписание №3, акт №12-2 от 01.02.2010 года, предписание №12-2 от 01.02.2010 п/п 3, акт №12-27 от 08.09.2010 года, предписание №12-16 от 08.09.2010 п/п 3), что свидетельствует о нарушение ООО «Андорма» требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Прокуратурой района в 2010 руководству ООО «Андарма» выносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего времени ООО «Андарма» конкретных мер к устранению нарушений закона не принято.

Суд находит, что непринятие ООО «Андарма» конкретных мер по разработке порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, составления паспортов опасных отходов, а также инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, может негативно сказаться на окружающей среде, а также на здоровье неопределенного круга лиц, проживающих и работающих вблизи с указанным предприятием.

Доказательств принятия конкретных мер по разработке порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, составления паспортов опасных отходов, а также инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Андарма» не представлено.

Таким образом, судом установлено нарушения ООО «Андарма» действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.При указанных обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, суд считает достаточным и разумным установить срок для исполнения настоящего решения до 31 декабря 2011 года.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального Кодекса РФ и пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ, с ответчика ООО «Андарма» в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ должна быть взыскана государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Андарма» ИНН 7003003789, расположенное по адресу: Томская область, Бакчарский район, с.Богатыревка, ул. Лесная д.1, разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в срок до 31 декабря 2011 года.

Взыскать ООО «Андарма» в бюджет Бакчарского района Томской области государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.

Судья Л.П. Прохорова