РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бакчар Томской области 20 марта 2012 г.
Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И.,
с участием представителя истца Антиповой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2012 по иску Мардашова Д.Н. к Администрации Бакчарского района Томской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Мардашов Д.Н обратился в суд с иском к Администрации Бакчарского района Томской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска истец указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения Бакчарского районного суда Томской области от 28.02.2011г. При обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, за государственной регистрацией прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, ему было разъяснено, что этот земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. находится в бессрочном пользовании М..
Истец просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в лице Шегарского отдела (далее – Управление Росреестра по Томской области).
Определением судьи Бакчарского районного суда Томской области от 13 февраля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее – управление Росимуществом в Томской области).
В судебное заседание истец не явился, направил в суд своего представителя Антипову Н.С., которая иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики - управление Росимуществом в Томской области и Администрация Бакчарского района Томской области, извещённые о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В отзыве на иск заместитель Главы Бакчарского района Томской области просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации, указав, что Администрация Бакчарского района Томской области не возражает против признания права собственности на земельный участок по заявлению Мардашова Д.Н., данный земельный участок в составе муниципального имущества не числится.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Томской области в судебное заседании также не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьего лица.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, не отнесённые к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из материалов дела следует, что истец Мардашов Д.Н. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Право собственности Мардашова Д.Н. на указанный жилой дом установлено на основании решения Бакчарского районного суда Томской области от 28 февраля 2011 года и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.
Названным решением Бакчарского районного суда Томской области от 28 февраля 2011 года восстановлен Мардашову Д.Н. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти отца М., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Мардашов Д.Н. признан принявшим наследство М., за ним признано право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> в порядке наследования имущества М..
Данным решением суда установлено, что М., умерший ДД.ММ.ГГГГ, является сыном М., которая, в свою очередь, совместно с мужем М.Г., а также с сыном М. являлись собственниками жилого дома по адресу: <адрес>.
Как следует из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, а также копии записей в похозяйственной книге № 14 (лицевой счет № 880), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., на котором находится приобретенный истцом в порядке наследования жилой дом, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства и принадлежит на праве собственности М., о чём в похозяйственной книге сделана запись ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) указано, что данный земельный участок принадлежит М. на праве бессрочного пользования. Указанный земельный участок относится к землям населенного пункта и не отнесен к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что после введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество никаких прав на оспариваемый истцом земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, муниципальной либо федеральной собственностью этот земельный участок не признан.
Из копии свидетельства о смерти № следует, что М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сообщению нотариуса Бакчарского нотариального округа после смерти М. в Бакчарскую нотариальную контору с заявлением о принятии наследства никто не обращался, свидетельство о праве на наследство никому не выдавалось.
Согласно статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в упрощённом порядке осуществляется государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права. В этом случае одним из оснований для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 25.2 упомянутого Федерального закона 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (пункт введен Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 268-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, указанный в пункте 1 этой статьи Закона, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам статьи 25.2 данного Закона. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
- один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Из материалов дела видно, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., был предоставлен М. для ведения личного подсобного хозяйства не позднее 03 января 1999 года, т.е. до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и являлся её собственностью.
Представленная истцом выписка из похозяйственной книги о предоставлении оспариваемого земельного участка М. для ведения личного подсобного хозяйства и о её праве собственности на этот земельный участок, соответствует требованиям пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Приказа Росрегистрации от 29 августа 2006 г. № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок».
С момента вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» гражданин, к которому в порядке наследования перешло право собственности на жилой дом, имеет возможность в упрощенном порядке оформить в собственность земельный участок, на которым расположен этот жилой дом.
Поскольку истец приобрел в порядке наследования право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, то в силу указанных выше норм закона на основании представленных документов он вправе оформить в свою собственность земельный участок, на котором расположен этот жилой дом. Установление данного права в судебном порядке не противоречит нормам действующего законодательства. Иск Мардашова Д.Н. должен быть удовлетворён.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мардашова Д.Н. удовлетворить.
Признать за Мардашовым Д.Н. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.
Председательствующий Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 25 марта 2012 года
Копия верна,
судья Бакчарского районного суда
Томской области Шатохин В.В.