РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 10 мая 2012 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Быкова О.В., при секретаре Вельматкиной Т.В., с участием: истца Яштыбаева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–96/2012 по иску Яштыбаева В.А. к Администрации Высокоярского сельского поселения Томской области о признании наследника принявшим наследство и о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Яштыбаев В.А. обратился в суд с иском к Администрации Высокоярского сельского поселения Томской области о признании его принявшим наследство своего отца Я. и о признании права собственности на жилое помещение – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования.
В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Я.. После смерти отца осталось наследственное имущество, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку при жизни отца жилой дом не был оформлен в установленном законом порядке, и какие-либо правоустанавливающие документы на указанной жилой дом у него отсутствуют, в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом ему было отказано. После смерти отца он фактически принял наследство, вступил во владение наследственным имуществом – жилым домом, несёт расходы на его содержание.
Истец просит суд признать его принявшим наследство отца Я. в виде указанного жилого дома; признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования.
В судебном заседании истец иск поддержал, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении. В порядке ст. 39 ГПК РФ истец дополнил исковые требования в части признания за умершим отцом Я. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Дополнительно пояснил, что в 1988 году его отец Я. купил данный дом у частного лица, с этого времени, т.е. с 1988 года, его отец постоянно и непрерывно проживал в этом доме до самой смерти, всё время считал себя собственником дома. Однако договор купли-продажи дома заключенный в 1988 году, не был зарегистрирован в установленном законом порядке, что послужило препятствием для оформления его наследственный прав. После смерти отца в 2010 году он, Яштыбаев В.А., фактически вступил во владение имуществом, следит за сохранностью имущества, делает текущий и капитальный ремонты, оплачивает текущие платежи и налоги. Других наследников кроме него нет.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, в представленном письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия его представителя, в удовлетворении исковых требований не возражает.
Третье лицо на стороне ответчика, Шегарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в суд не явился, просит рассмотреть дело без участия его представителя, о чем указал в направленном в суд отзыве.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.
Рассмотрев дело, выслушав истца, исследовав представленные истцом доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что истец Яштыбаев В.А. приходится сыном Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справок Главы администрации Высокоярского сельского поселения, Я. состоял на регистрационном учёте по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и до своей смерти ДД.ММ.ГГГГ, всё это время постоянно проживал в указанном жилом доме. Этот жилой дом площадью 62,9 кв.м., находится в собственности Я., о чём указано в похозяйственной книге № 5, лицевой счёт № 254. Кроме жилого дома в собственности Я. находится также земельный участок площадью 1800 кв.м., на котором находится жилой дом.
Согласно копиям технического и кадастрового паспортов дома, объект недвижимости по <адрес> является жилым помещением – жилым домом, объектом индивидуального жилищного строительства, 1954 года постройки, общей площадью 62,9 кв.м.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в Едином государственном реестре прав отсутствуют записи о регистрации прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.
Из показаний свидетелей Г. и С. следует, что они являются односельчанами истца. Отец истца, Я., купил данный дом в 1988 году и в течение более 20 лет до своей смерти постоянно и непрерывно проживал в жилом доме по адресу: <адрес>. Всё это время Я. считал себя собственником дома, нес расходы на содержание дома, за свой счёт производил необходимый ремонт дома. После смерти Я., его сын Яштыбаев В.А. следит за указанным домом, охраняет его, оплачивает налоги.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в совместном Постановлении №10/22 от 29 апреля 2010 года разъяснили, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Как видно из сообщения нотариуса Бакчарского нотариального округа Томской области, после смерти Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ, его наследство никто не принимал, в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства никто не обращался, свидетельство о праве на наследство никому не выдавалось. Завещание в Бакчарской нотариальной конторе Я. не оформлял.
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Из представленных по делу доказательств видно, что Я. более 15 лет до своей смерти единолично, добросовестно, открыто и непрерывно владел как своим собственным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, и фактически являлся собственником этого дома. Истец Яштыбаев В.А. принял наследство своего отца Я.., вступил во владение его домом, принял меры по сохранению имущества отца, произвел за свой счет расходы на содержание этого дома – т.е. совершил действия, свидетельствующие о принятии наследства.
Таким образом, истец Яштыбаев В.А. является правопреемником своего отца Я., вступил во владение жилым домом отца, и продолжает добросовестно, открыто и непрерывно владеть этим домом как своим собственным.
В связи с наступлением приобретательной давности указанный дом должен быть признан собственностью Яштыбаева В.А.
В вынесении отдельного решения по исковому требованию Яштыбаева В.А. о признании спорного дома собственностью Я. необходимости нет в связи со смертью последнего. Данное исковое требование является промежуточным и охватывается требованием о признании за истцом в порядке наследования права собственности на имущество отца – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Иск Яштыбаева В.А. в части признания его принявшим наследство Я. и признании за ним права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Яштыбаева В.А. удовлетворить.
Признать Яштыбаева В.А. принявшим наследство его отца Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Яштыбаевым В.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.
Председательствующий О.В. Быков