2-465/2011 от 18.10.2011 г. о возложении обязанности расширить сеть дошкольных образовательных учреждений (не вступило в з/с)



                                                                                                                             дело № 2- 465/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бакалы РБ                                                                        18 октября 2011 года                                                                                            

Бакалинский районный суд Республики Башкортостан в составе            председательствующего судьи Исмагиловой Г.А.,

при секретаре Шаймардановой Л.М.,

с участием помощника прокурора Бакалинского района РБ Ахуновой Г.Р.

представителя ответчика администрации муниципального района Бакалинский район РБ, действующей по доверенности Халиуллиной Г.Н.

представителя ответчика муниципального учреждения Бакалинского отдела образования администрации муниципального района Бакалинский район РБ, действующей по доверенности Гумеровой С.Г.

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бакалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Бакалинский район РБ о возложении обязанности расширить сеть дошкольных образовательных учреждений,

установил:

Прокурор Бакалинского района РБ обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального района Бакалинский район РБ устранить выявленные нарушения и расширить сеть дошкольных образовательных учреждений (далее- ДОУ) до Дата обезличена, мотивируя тем, что прокуратурой Бакалинского района РБ по поступившим обращениям гр. Ж.А.С., М.С.Ю., К.З.Н., М.Т.В., Г.И.Ф. проведена проверка исполнения законодательства в сфере дошкольного образования в деятельности администрации муниципального района Бакалинский район РБ, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального района Бакалинский район РБ функции органа местного самоуправления по организации предоставления дошкольного образования выполняются ненадлежащим образом. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании» (далее Закон) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательным учреждений. Статьей 31 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе создание, реорганизация и ликвидация муниципальныхобразовательных учреждений.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

На территории с. ... муниципального района Бакалинский район РБ в возрасте до шести лет проживают 869 детей. Всего в райцентре ... функционируют 4 дошкольных образовательных учреждения. По состоянию на Дата обезличена численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения составила 455 детей. Также, прокуратурой района установлено, что наполняемость групповых ячеек в дошкольных учреждениях района превышает нормативы наполняемости групп, что является недопустимым. Так, количество детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ... детский сад составляет 220 человек, тогда как по лицензии допускается 213 человек. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении ... детский сад «...» количество детей составляет 226 человек, а по лицензии допускается лишь 213 детей. МДОУ ... детский сад «...» фактически посещают 172 ребенка, тогда как по лицензии допускается -135 детей. Группу раннего возраста в МДОУ ... детский сад «...» фактически посещают 29 детей, по норме положено 15 детей; в младшей группе фактически посещают 40 детей, а по норме положено 20; в средней группе посещают 39 детей, положено 20 детей; в старшей группе посещают 40 детей, по норме 20 детей; в подготовительную группу ходят 38 детей, а по норме 20 детей, во вторую подготовительную ходят 34 ребенка, по норме положено 20 детей. Группу раннего возраста в МДОУ ... детский сад «...» посещают 30 детей, а по норме положено 15 детей; в младшую группу ходят 39 детей, вместо 20; во 2 младшую группу ходят 38 детей, вместо 20; среднюю, старшую и подготовительную группы посещают по 40 детей, вместо положенных 20. Группу раннего возраста МДОУ ... детский сад «...» посещают 40 детей, вместо положенных 15 детей; в младшей группе -46 детей, вместо 20; в средней группе - 42; вместо 20 детей; в старшей группе 44, вместо 20 детей. Несмотря на переполненность дошкольных учреждений в ..., а также при большой численности детей стоящих на учете для определения в дошкольныеобразовательные учреждения      (всего      455      детей) администрацией муниципального района Бакалинский район должные меры по развитию сети дошкольных образовательных учреждений не принимаются. В связи с тем, что указанные нарушения требований закона приводят к росту количества детей, состоящих в очереди, что существенно нарушают их права на всестороннее развитие в условиях дошкольного образовательного учреждения, прокурор обращается в суд с целью защиты интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.ст. 204, 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд усматривает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования, уточнив данные требования, и просит возложить обязанность на администрацию муниципального района Бакалинский район РБ устранить выявленные нарушения и расширить сеть дошкольных образовательных учреждений до Дата обезличена

         Представитель ответчика администрации муниципального района Бакалинский район РБ, действующая по доверенности Халиуллина Г.Н., в судебном заседании иск не признала и показала, что согласно Республиканской целевой программы «Развитие дошкольного образования в РБ на 2008-2012г.г.» обеспечивается системность развития образования на территории Бакалинского муниципального района, продолжается развитие системы дошкольного образования. В республиканскую целевую программу «Развитие системы дошкольного образования в РБ на 2008-2012г.г.» включено строительство 1 ДОУ на 110 мест в 2012г. Администрация муниципального района Бакалинский район РБ совместно с отделом образования предприняли все необходимые и возможные меры в данной сфере деятельности и сделаны необходимые для этой цели предотвращения его последствий, которые способствуют развитию образования на территории района.

Представитель ответчика муниципального учреждения Бакалинского отдела образования администрации муниципального района Бакалинский район РБ, действующая по доверенности Гумерова С.Г., привлеченная судом к участию в деле по ходатайству ответчика - администрации муниципального района Бакалинский район, в судебном заседания иск не признала и просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что согласно республиканской целевой программы «Развитие системы дошкольного образования в РБ на 2008-2012г.г.» включено строительство 1 ДОУ на 110 мест в 2012г. В данное время ведется разработка проекта по выплатам компенсаций на детей в возврате от 1,5 до 3 лет и старше, не посещающих детские сады.

           Ответчик Министерство образования РБ на судебное заседание не явилось, предоставило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 50-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Исходя из материалов дела в ... действуют 19 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и 7 групп дошкольного образования при школе.

Согласно Республиканской адресной инвестиционной программы на 2012-2014г.г. по муниципальному району Бакалинский район РБ заложено строительство детского сада в с.Бакалы на 110 мест в 2013г. (л.д.40). Также согласно заявки на строительство новых ДОУ Бакалинский район муниципальное учреждение образования Бакалинский отдел образования администрации муниципального района Бакалинский район обращалось в Министерство образования РБ Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 44-46). С аналогичным письмом обращались в Министерство образования РБ Дата обезличена (л.д. 50-54).

Судом установлено, что с Дата обезличена открыта частная группа с охватом 8 детей. с Дата обезличена в здании ... функционирует филиал МДОУ ... детский сад «...» на 20 мест. с Дата обезличена функционирует группа дошкольного образования при МОБУ ООШ ... на 20 мест, при МОБУ ООШ ... на 20 мест.

Как следует из материалов дела поводом к предъявлению иска в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц обращение гр. Ж.А.С. (всего 5 человек) в прокуратуру по вопросу нарушения прав детей на получение дошкольного образования в связи с отсутствием детского сада в населенном пункте. При этом сам вопрос организации детского дошкольного учреждения представляет собой определенную сложность, учитывая отсутствие в данном населенном пункте подходящего здания, которое бы отвечало всем требованиям с учетом целей и задач его эксплуатации (детское дошкольное учреждение, в котором подразумевается пребывание детей в возрасте от двух месяцев). Из материалов дела следует, что согласно республиканской программы «Развитие системы дошкольного образования в РБ на 2008-2012г.г.» включено строительство 1 ДОУ на 110 мест в 2012г. исходя из которой проектирование и строительство производится Минстроем РБ, т.е. за счет средств Министерства образования РБ.

Осуществляемые органом местного самоуправления мероприятия не позволяют сделать вывод о том, что права детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Бакалинского района РБ на дошкольное образование реализованы в полной мере. Вместе с тем, организация и проведение данных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления в данном направлении не бездействует. То обстоятельство, что не предпринимается должных мер по развитию сети дошкольных образовательных учреждений, не дает основание полагать, что заявленные прокурором требования являются обоснованными.

Руководствуясь ст. 43 Конституции РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.05.2011г. N 50-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,             

решил:

В удовлетворении иска прокурора Бакалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Бакалинский район РБ о возложении обязанности расширить сеть дошкольных образовательных учреждений - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Бакалинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                                                              Г.А. Исмагилова