2-230/2012 от 25.05.12 по иску прокурора к Бузюровскому с/с



                                                                                                                        дело № 2-230/2012

                                                              РЕШЕНИЕ

                                             именем Российской Федерации

с. Бакалы РБ                                                                                                         25 мая 2012 года

          Бакалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Назмиева М.Ф.,

с участием помощника прокурора Бакалинского района РБ Саитова Ш.Ф.,

при секретаре Валиевой Е.Н.

        рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Бакалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район о признании бездействии выразившегося в непринятии мер по установке дорожных знаков незаконным и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц,

                                              

                                                               установил:

          Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой Бакалинского района РБ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части оборудования автомобильных дорог, расположенных в непосредственной близости к образовательным учреждениям Бакалинского района РБ дорожными знаками «Дети» и «Пешеходный переход», в частности, на территории муниципального образования сельское поселение Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены следующие нарушения.

        Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

        В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

       Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, действующим федеральным законодательством установлена гарантия прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, а также защита интересов граждан перед интересами общества и государства при осуществлении дорожного движения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в черте населенных пунктов данного сельского поселения лежит на муниципальном образовании Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, которое представляет её исполнительно-распорядительный орган, в лице администрации сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан.

Обязанность органа местного самоуправления по содержанию улиц в безопасном состоянии для дорожного движения и соответствии их установленным стандартам установлена ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Кроме того, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной -способности дорог, в том числе, органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Так, согласно п. 1 Приложения 1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.10.1993 № 1090, предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Согласно ГОСТу Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств» знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93) все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется:

- до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;

- с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Пунктом 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. 4.1.5. ГОСТ Р 50597-93 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

Между тем, проведенная прокуратурой Бакалинского района проверка в данной области надзора показала, что вышеприведенные требования федерального законодательства, Правил дорожного движения и государственных стандартов Российской Федерации ответчиком исполняются ненадлежащим образом.

В частности, в ходе проведенного обследования установлено следующее: по ... перед МОБУ СОШ ... отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" и дорожные знаки 1.23 "Дети".

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрацией сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан не принимаются надлежащие меры по установке дорожных знаков, обеспечивающих безопасность дорожного движения вблизи образовательного учреждения.

Непринятие ответчиком мер по установке указанных предупреждающих знаков свидетельствует о бездействии со стороны органа местного самоуправления.

Бездействием администрации сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан нарушаются права неопределенного круга лиц, круг которых установить не представляется возможным, поскольку персональный состав учащихся и жителей данного населенного пункта постоянно меняется: кто-то поступает в образовательное учреждение, кто-то выпускается из образовательного учреждения, а взрослое население регистрируется по месту проживания и снимается с регистрационного учета. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, поэтому настоящее заявление прокурором Бакалинского района предъявлено в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

           В судебном заседании прокурор поддержал свои требования.

           Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ в суд не явился, в заявлении в суд просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора признает.

          Суд принимает признание ответчиком иска и выносит решение об удовлетворении заявленных исковых требований, так как указанное не противоречит закону и не нарушает чьих-либо охраняемых законом прав и интересов.             

           Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,             

                                                                        решил:

           Иск прокурора Бакалинского района РБ удовлетворить.                 

           Признать бездействие ответчика, в лице администрации сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по установке дорожных знаков «Дети» и «Пешеходный переход» по ... перед МОБУ СОШ ... незаконным.

         Возложить обязанности на администрацию сельского поселения Бузюровский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, по установлению на проезжей части по ... перед МОБУ СОШ ... в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 23457, 52289-2004 дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", 1.23 "Дети" в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

             Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Бакалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                                         Назмиев М.Ф.