РЕШЕНИЕ 2-651/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2010 г. г. Баймак
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
с участием адвоката Исхаковой Ф.Г.,
при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юнусбаевой Дилары Насирьяновны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по РБ засчитать в специальный трудовой стаж периода работы секретарём комитета ВЛКСМ и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения,
установил:
Юнусбаева Д.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж периодов:
- работы секретарём комитета ВЛКСМ колхоза им. К.Маркса с . года по . года,
и назначить пенсию со дня обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ, то есть с . года.
Юнусбаева Д.Н., не согласившись с решением ФИО3 РФ об отказе в установлении пенсии, указывает в обоснование своих исковых требований на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, суть которой, сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы, и, что возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397.
Юнусбаева Д.Н. указывает, что в соответствии с постановлением №2-П от 29 января 2004 года возможно применение постановления СМ СССР №1397 от 17.12.1959 года, а потому указанный выше период её работы должен включаться в стаж для назначения досрочной пенсии.
В судебном заседании Юнусбаева Д.Н. своё исковое заявление поддержала полностью по изложенным выше основаниям.
Ответчик исковые требования Юнусбаевой Д.Н. не признал полностью, указывая, что Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями Юнусбаевой Д. Н. о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, периодов работы, а именно
с . по . г.г. - в должности освобожденного секретаря комсомола ВЛКСМ колхоза им. К.Маркса не согласно по следующим основаниям, а именно назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, указанным законом предусмотрено досрочное назначение трудовых пенсий по старости. Право на указанную пенсию определяется в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.
При этом в соответствии с п.3 данной статьи Правительству РФ предоставлено право, утверждать, Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов педагогической деятельности для назначения указанной пенсии.
Таким образом, в специальный трудовой стаж педагогической деятельности для определения права на досрочную пенсию по основанию п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. подлежит включению не вся педагогическая деятельность, а только та, которая протекла в определенных должностях и учреждениях.
При рассмотрении права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью подсчет стажа осуществляется по Списку профессий, должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
В данном Постановлении включение периодов работы в должности освобожденного секретаря комсомола ВЛКСМ колхоза не предусмотрено.
Вместе с тем, постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении специального стажа могут применяться нормативно- правовые акты, действовавшие до 01.01.2002 года:
Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004, установившее возможность применения при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период работы до 01.01.2002 г. правил и норм, действовавших до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью общий и специальный стаж, применяется только в рамках Закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г.
Действовавший на 31.12.2001 г. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 № 340-1 (как и Федеральный закон от 17.12.2001 г.), Списки и Правила от 1991 г. и от 1999 г. не содержат нормы, регулирующие включение периодов работы в должности секретаря комсомола ВЛКСМ колхоза
В соответствии с разъяснением Минтруда России № 4 от 17.10.2003 г. при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию в соответствии со ст.27,28 Федерального закона от 17.12.2001 г. по старости в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественной полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Такой порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом его гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Изложенное означает, что граждане, которые в период ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства СССР, полностью выработали необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дававшие право на трудовую пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от . г.
Поскольку в соответствии с Постановлением СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 вышеназванное Положение с 01 октября 1993 года, утратило юридическую силу и в соответствии постановления № 953 от 22.09.1993г. не применяется на территории Российской Федерации.
Следовательно, применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 года.
Указанная правовая позиция была вновь подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 16.07.2008 № 610-О-О, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применение при этом Постановления № 1397 от 17.12.1959, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, приравнивалась работа на выборных должностях при условии если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16 лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Поскольку указанное Положение утратило юридическую силу с 01.10.1993 года, то специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное пенсионное обеспечение должен быть выработан до 01.10.1993 года. Обязательным условием для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 является наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет) на дату отмены нормативного правового акта, который у заявителя отсутствует. Ответчик согласно представленным документам специальный педагогический стаж на 01.10.1993 года у Юнусбаевой Д.Н. составляет всего - 06 лет 02 месяца 4 дня.
Ответчик просит в удовлетворении исковых требований ФИО4 о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периодов в качестве освобожденного секретаря ВЛКСМ колхоза «им. К. Маркса» с . по . г.г. отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО4 обоснованны и подлежат удовлетворению.
Как видно из трудовой книжки Юнусбаевой Д.Н. вся её трудовая деятельность, кроме оспариваемого периода, связана с педагогической работой.
В соответствии со ст.28 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» отдельным категориям граждан предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ №173 списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии п.п.7-13 п.1ст.28 правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 был утверждён список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991 года).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а так же были утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1067 выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 1 ноября 1999 года, подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года по списку 1999 года.
В данных списках работа на выборных должностях в партийных, комсомольских органах отсутствует.
Но согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях; работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет; служба в составе Вооружённых Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. за №1397 не применяется.
Учитывая, что согласно ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и ухудшающих условия для приобретения пенсионных прав, противоречит Конституции РФ, не может быть признан законным отказ Пенсионного Фонда засчитать в специальный стаж этот период. Согласно Постановлению №2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Следовательно, возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, а потому в специальный стаж Юнусбаевой Д.Н., дающий ей право на досрочное назначение пенсии, подлежит включению период её работы с 5 ноября 1986 года по 1 октября 1989 года в качестве секретаря комитета ВЛКСМ колхоза им. К.Маркса.
Указанный период, который не был зачтен ответчиком в специальный стаж, суд находит подлежащим зачёту, поскольку в тот период действовало указанное Положение, требованиям которого соответствует работа, которую выполняла истица.
Истицу, работавшую старшей пионервожатой, избрали освобождённым секретарём комитета ВЛКСМ колхоза имени К.Маркса, то есть была выборная комсомольская работа.
Согласно представленным материалам дела, Юнусбаева Д.Н. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в РБ в Баймакском районе и г. Баймаке 27 мая 2010 года, имея при этом необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», стаж и представив необходимые для этого документы. Именно, рассмотрев данное заявление, ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии. Суд считает, что требования о назначении досрочной трудовой пенсии с 27 мая 2010 года обоснованны и подлежат удовлетворению, а потому Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак об отказе в установлении пенсии является необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судрешил:
Признать необоснованным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении Юнусбаевой Д.Н. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж период:
- с . года по . года - работы ...
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймака назначить Юнусбаевой Диларе Насирьяновне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
с 27 мая 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья: Янтилина Л.М.