2-561/2010 по иску Матинова к ГУ УПФ о назначении досрочной пенсии



№2-561/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2010 г. г. Баймак

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матинова ФИО8 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ засчитать в специальный трудовой стаж периода службы в рядах Советской Армии и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента его обращения,

установил:

Матинов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж период:

- с 10.10.1981 г. по 17.10.1983 г. - службы в рядах Советской Армии.

Он просит отменить решение Управления Пенсионного Фонда В Баймакском районе и г. Баймак №5 от 5.05.2010 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в его стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в рядах Советской Армии со дня его обращения в Управление Пенсионного Фонда, то есть с 27 апреля 2010 года, указывая, что до 1993 года действовали Списки, утверждённые Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости включалась согласно Положению о порядке исчисления стажа служба в составе Вооружённых Сил СССР.

Матинов А.А. в судебном заседании поддержал своё исковое заявление, указывая, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, суть которой, как он указывает, сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы и, что возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, а потому служба в составе ВС СССР должна включаться в стаж работы для назначения досрочной пенсии.

Ответчик исковые требования Матинова А.А. не признал полностью, показав, что назначение досрочных трудовых пенсий по старости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, указанным законом предусмотрено досрочное назначение трудовых пенсий по старости. Право на указанную пенсию определяется в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.

При этом в соответствии с п.3 данной статьи Правительству РФ предоставлено право, утверждать, Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов педагогической деятельности для назначения указанной пенсии.

Ответчик указывает, что в специальный трудовой стаж педагогической деятельности для определения права на досрочную пенсию по основанию п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. подлежит включению не вся педагогическая деятельность, а только та, которая протекла в определенных должностях и учреждениях.

При рассмотрении права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью подсчет стажа осуществляется по Списку профессий, должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В данном Постановлении включение периодов службы в рядах Вооруженных силах СССР не предусмотрено.

Вместе с тем, постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении специального стажа могут применяться нормативно- правовые акты, действовавшие до 01.01.2002 года:

  1. для периодов деятельности, протекавших до 1 ноября 1999г. применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463,
  2. для периодов, протекавших после 1 ноября 1999г., применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067,
  3. для периодов работы после 12.11.2002 г. - Список профессий, должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004, установившее возможность применения при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период работы до 01.01.2002 г. правил и норм, действовавших до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью общий и специальный стаж, применяется только в рамках Закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г.

Действовавший на 31.12.2001 г. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 № 340-1 ( как и Федеральный закон от 17.12.2001 г.), Списки и Правила от 1991 г. и от 1999 г. не содержат нормы, регулирующие включение периодов службы в Вооруженных силах СССР не предусмотрено.

В соответствии с разъяснением Минтруда России № 4 от 17.10.2003 г. при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию в соответствии со ст.27,28 Федерального закона от 17.12.2001 г. по старости в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественной полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Такой порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом его гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Изложенное означает, что граждане, которые в период ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства СССР, полностью выработали необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дававшие право на трудовую пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, время обучения в учебном заведении, засчитывалась при условии если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Обязательным условием для назначения пенсии в соответствии с постановлением Сов. Мина СССР от 17.12.1959 г. является наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет) на дату отмены нормативного правового акта, который у заявителя отсутствует

Поскольку в соответствии с Постановлением СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 вышеназванное Положение с 01 октября 1993 года, утратило юридическую силу и в соответствии постановления № 953 от 22.09.1993г. не применяется на территории Российской Федерации.

Следовательно, применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 года.

Указанная правовая позиция была вновь подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 16.07.2008 № 610-О-О, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применение при этом Постановления № 1397 от 17.12.1959, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Ответчик указывает, что специальный педагогический стаж Матинова А. А. по представленным документам для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по состоянию на 27.04. 2010года составляет - 23 года 05 месяца 24 дня.

Ответчик просит в исковых требованиях о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периода службы в Вооруженных силах СССР с 10 октября 1981 по 17 октября 1983 г.г. Матинову А. А. отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Матинова А.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как видно из трудовой книжки он непосредственно как до службы в рядах Советской Армии, так и после неё был занят педагогической работой.

Записи в трудовой книжке подтверждают, что вся трудовая деятельность Матинова А.А. связана с педагогической работой.

В соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г отдельным категориям граждан предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г названного Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 был утверждён список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991 года).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а так же были утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1067 выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 1 ноября 1999 года подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года по списку 1999 года.

В данных списках служба в рядах Советской Армии отсутствует.

Но согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в рядах Вооружённых Сил СССР (п.п.в п.1).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. за №1397 не применяется.

Учитывая, что согласно ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и ухудшающих условия для приобретения пенсионных прав, противоречит Конституции РФ, не может быть признан законным отказ Пенсионного Фонда засчитать в специальный стаж этот период. Согласно Постановлению №2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Следовательно, возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, а потому в специальный стаж Матинова А.А., дающему ему право на досрочное назначение пенсии, подлежит включению период службы в Армии.

Суд находит, что период службы в Советской Армии с 10 октября 1981 года по 17 октября 1983 года подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Матинову А.А. по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно представленным материалам дела, Матинов А.А. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в РБ в Баймакском районе и г. Баймаке, 27 апреля 2010 года, имея при этом необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., представив необходимые для этого документы. Именно, рассмотрев данное заявление, ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии. Следовательно, исковые требования Матинова А.А. обоснованны и подлежат удовлетворению с этого времени.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении Матинову А.А. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж период:

  • с 10 октября 1981 г. по 17 октября 1983 г. - службы в рядах Советской Армии,

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймака назначить Матинову ФИО9 досрочную трудовую пенсию по старости с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 апреля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья: Янтилина Л.М.