2-1058/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2010 г. г. Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Файзуллиной Т.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п/п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), и о назначении пенсии,
установил:
Файзуллина Ф.С. обратилась в Баймакский районный суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периода работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), и о назначении пенсии, указывая, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ №7 от 21 мая 2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Федеральным законом от 30.12.2008г. №319-ФЗ п/п.11 п.1 ст.28 исключен, а п. 1 ст.27 дополнен п/п.20). Причиной отказа указано отсутствие 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах.
Данным решением ей зачтено в медицинский трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, только ___ год ___ месяцев ___ дней.
Файзуллина Т.Г. указывает, что в специальный стаж не были зачтены следующие периоды:
- ___.-___., ___ г.-___ г., ___ г.-___ г., ___ г.-___ г., ___ г.- ___ г., ___ г.- ___ г. (в общей сложности ___ месяца ___ дня) - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации;
период работы санитарным фельдшером ___ с ___ по ___ (___ года ___ дней);
период работы фельдшером ___ с ___ по ___ (___ года ___ месяца ___ дней).
Истица указывает, что с данным решением Пенсионного фонда о не включении указанных периодов в специальный стаж невозможно согласиться в связи со следующим.
1. Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, чтов случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения (усовершенствования) квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе, и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 1С Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума 14.06.2006г., и опубликованном в "Бюллетене ВС РФ» 2006г. №9 стр.29.
Исходя из изложенного, считает, что периоды её нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
2. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №2-П от 29 января 2004 года).
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно излагал правовыепозиции о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, государством должны сохраняться ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения этого права (Постановления №2-П от 29 января 2004 года. №8-П от 24 мая 2001 года).
Определение №320-0 от 5 ноября 2002 года). Аналогичная норма установлена статьей 4 Гражданского кодекса РФ о действии законодательства во времени.
Также, согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от I 2.2005г. по волеизъявлению застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Истица указывает, что учитывая изложенное, к периодам её работы до 1 октября 1993 года могут быть применены нормы Постановления Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугулет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 7.12.1959г. №1397 (что также подтверждается правоприменительной практикой - Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2009г. № 11-В08-24).
Истица указывает, что данным Постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которые также подлежат применению при оценке её пенсионных прав. В соответствии с Перечнем, право на досрочную трудовую пенсию, имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должностей лечебно-профилактических и санаторно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства. Конкретный перечень наименований учреждений и должностей законодателем не был приведен.
Также согласно Перечню высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение званий в которых дает право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью(утвержден приказом Минздрава России от 21.10.1974г. № 990,приложение №1) в разделе «Б. Должности среднего медперсонала» обозначена должность «фельдшер санитарный» (подраздел V). Что в свою очередь также подтверждает, что наименование должности «санитарный фельдшер» предусматривалось ранее действовавшим законодательством.
Так же истица указывает, что, кроме того, действующее в настоящее время законодательство, - «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, предусматривает включение в медицинский стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, работу в должности фельдшера психоневрологического интерната.
Нормативами численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утвержденных Постановлением Министерства Труда и социального развития РФ от 22.12.2003г. № 86 поименована должность «фельдшер».
Пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года №25
предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органавключить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначенатрудоваяпенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1статьи 27 и подпункты 7 -13пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода егоработы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации),тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Истица считает, что работа в должности санитарного фельдшера Темясовского психоневрологического интерната подлежит включению в специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, как на основании ранее действовавшего, так и на основании ныне действующего законодательства.
Истица указывает, что также в её специальный стаж не был зачтен период работы фельдшером ___ с ___ по ___ г. (___ года ___ месяца ___ дней).
В обоснование своих исковых требований истица указывает, что к периодам её работы до 1 октября 1993 года может быть применён Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которые также подлежат применению при оценке её пенсионных прав, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959г. №1397. В соответствии с данным Перечнем, работа в качестве фельдшера, независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований, дает право на пенсию за выслугу лет.
Конкретный перечень наименований учреждений и должностей законодателем не приведен.
Согласно Приказу Министерства Здравоохранения СССР от 01.06.1984 года.
№ 621 « Об утверждении Положения о медицинском профилактории» медицинскиепрофилактории организовывались в качестве специально оборудованных оснащенных помещений, представляемых колхозам и совхозам для оказания физиотерапевтической медицинской помощи дояркам, животноводам и
механизаторам сельского хозяйства. Организация медицинских профилакториевпроизводилась с разрешения областных отделов здравоохранения, ответственность за деятельность медицинских профилакториев несли главные врачи центральных районных больниц. Штаты медицинского персонала профилактория устанавливались в соответствии со штатными нормативами.
Истица указывает, что аналогичные номы предусматривались Постановлением Совета Министров БАССР и Башкирского областного Совета профсоюзов от 20 мая 1981 г. №273. Также, в соответствии с Порядком исчисления стажа непрерывной работы, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. №377 (п.6.2.2.1) стаж работы на должностях медицинского персонала колхозно-совхозных профилакториев включается в непрерывный стаж в учреждениях здравоохранения. Данное обстоятельство является свидетельством равнозначности условий, содержания и характера её труда в должности фельдшера Нижнеидрисовского профилактория колхоза им.50-летия Октября и труда в аналогичной должности в лечебно-профилактическом учреждении.
Файзуллина Т.Г. указывает, что п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 ст.27 и подпункты 7-13 пункта п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Истица указывает, что с момента поступления на работу с 5 мая 1988 года и по настоящее время он территориально работает на одном месте, выполняет одну и ту же трудовую функцию, несмотря на то, что наименования должностей и учреждений неоднократно претерпевали изменения. В период работы в ___ она имела необходимое среднее медицинское образование, специальную подготовку, в соответствии с должностной инструкцией выполняла обязанности, тождественные обязанностям фельдшера лечебно-профилактического учреждения. Истица считает, что её работа в должности фельдшера ___ по своему характеру, условиям и специфике работы тождественна функциям, предусмотренным должностью «фельдшера лечебно-профилактического учреждения», и по этой причине так же подлежит включению в специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии.
Истица просит отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ № ___ от ___ как незаконное, в части не включения следующихс периодов:
- ___.-___., ___ г.-___ г., ___ г.-___ г., ___ г.-___ г., ___ г.- ___ г., ___ г.- ___ г. (в общей сложности ___ месяца ___ дня) - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации;
период работы санитарным фельдшером ___ с ___ по ___ (___ года ___ дней);
период работы фельдшером ___ с ___ по ___ (___ года ___ месяца ___ дней), засчитать их в специальный стаж, и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ___ года.
В судебном заседании Файзуллина Т.Г. поддержала свои исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик в лице юрисконсульта Хажиной Г.Р. иск не признал полностью, указывая, что Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями Файзуллиной Т. Г. о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, периодов работы, а именно
с ___ по ___ г.г. - в качестве санитара фельдшера ___;
с ___ по ___ г.г. - в качестве фельдшера ___;
с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г.г., с ___ по ___ г.- периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации не согласно по следующим основаниям, а именно назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность фельдшер, должность «санитар фельдшер» в данном нормативном документе не предусматривалось.
Должность санитарного фельдшера согласно Положению о государственной санитарно- эпидемиологической службе МВД России (утверждена приказом МВД России от 15.04.2002 № 354) отнесена к должностным лицам уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор от имени службы.
Если должность санитарного фельдшера относится к числу среднего медицинского персонала, то в стаж соответствующей деятельности могут быть включены периоды работы в указанной должности при условии осуществления ее в учреждениях санитарно- эпидемиологического надзора (Центре санитарно- эпидемиологического надзора МВД России) с учетом постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Также в данном Перечне «Лечебно-профилактических учреждений, учреждения охраны материнства и детства, санитарно- профилактические учреждения» не предусматривалась учреждение «профилакторий».
Согласно представленным документам истица работала:
с ___ по ___ г.г. в качестве санитара фельдшера ___;
с ___ по ___ г.г. в качестве фельдшера ___.
Учитывая изложенное, применить Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. № 1397 к периодам истца не предоставляется возможным.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Ответчик указывает, что в связи с вышеизложенным засчитать периоды с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г.г., с ___ по ___ г.- нахождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации Файзуллиной Т.Г., также не предоставляется возможным.
Согласно принятым документам специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, у Файзуллиной Т.М. составляет всего ___ лет ___ месяцев ___ дней.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Управление ПФР просит в удовлетворении исковых требований Файзуллиной Т.Г. отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению полностью.
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды она трудовых правоотношений с работодателем не прекращала, была направлена на указанные курсы согласно приказу. Следовательно, обучаясь на курсах, она исполняла свои должностные обязанности.
Учитывая, что за указанный периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат зачёту в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжке истицы она занята медицинской деятельностью с ___ года, когда была принята на работу в качестве санитарного фельдшера в ___, где с ___ года была переведена медсестрой.
С ___ года была принята фельдшером в ___, где проработала по ___ года, а с ___ года была переведена фельдшером в ___. С ___ года работает фельдшером ___. С ___ года её должность переименована на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.
Следовательно, вся трудовая деятельность истицы посвящена лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах.
Работу в должности санитарного фельдшера ___ суд находит подлежащей зачёту в специальный стаж. Должность фельдшера предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет. Истица, имея среднее специальное медицинское образование по специальности фельдшера, в течение полного рабочего дня выполняла обязанности фельдшера в ___, занималась лечебной деятельностью, сопровождала больных из ___ в ___ больницу.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
На момент работы истицы в качестве санитарного фельдшера действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, которым должность фельдшера предусмотрена независимо от наименования должности.
Период работы в качестве фельдшера ___ с ___ года по ___ года так же подлежит зачёту в специальный стаж.
___ являлся лечебно-профилактическим предприятием. Следовательно, истица, работая фельдшером данного профилактория, оказывала медицинскую помощь населению и ___.
Истица в оспариваемый период выполняла работу фельдшера, которая входила в действовавший в то время Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию по выслуге, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397. Указание на то, что она являлась фельдшером профилактория, является лишь конкретизацией её работы, и не может служить достаточным основанием для отказа включить этот период в специальный стаж работы. Санитарно-профилактические учреждения, каковым и являлся Нижнеидрисовский профилакторий, входят в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию по выслуге лет. Фельдшеры- все независимо от наименования должности так же входят в указанный Перечень.
Суд считает, что Файзуллина Т.Г. на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ, то есть на ___ года, имела достаточный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
1. Отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ № ___ г. об отказе Файзуллиной Т.Г. в установлении пенсии.
2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак засчитать в стаж работы Файзуллиной Т.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы
- с ___ по ___ г.г. - в качестве санитарного фельдшера ___;
- с ___ по ___ г.г. - в качестве фельдшера ___;
- с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г., с ___ по ___ г.г., с ___ по ___ г.- периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ назначить Файзуллиной Т.Г. досрочную трудовую пенсию по п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ___ года, то есть со дня её обращения в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья: Янтилина Л.М.