Дело №2-43/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года г. Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Байрамгуловой Н.Н.,
при секретаре Кулбулдиной З.А.,
с участием истца Кильдигушева Г.З.,
представителя ответчика Хажиной Г.Р. (доверенность №4 от 11.01.2010 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кильдигушева Г.З. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии,
установил:
Кильдигушев Г.З. обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что он обратился к ответчику с заявлением об установлении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, но ответчик, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан решением от 09 декабря 2010 года отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитав при этом в специальный стаж период его службы в рядах Вооруженных сил СССР с 13 апреля 1986 года по 26 мая 1988 года. Не согласившись с решением ответчика, истец просит отменить решение ответчика в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных силах СССР с 13 апреля 1986 года по 26 мая 1988 года, обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной пенсии период его службы в Вооруженных Силах СССР с 13 апреля 1986 года по 26 мая 1988 года, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения, то есть с 01 декабря 2010 года.
Истец на судебном заседании поддержал вышеуказанные требования о назначении ему досрочной трудовой пенсии с 09 декабря 2010 года, указав, что он начал трудовую деятельность 15 августа 1985 года в _____ средней школе Баймакского района РБ в качестве учителя черчения и 13 апреля 1986 года был призван на службу в Вооруженные силы СССР, служил в рядах Советской Армии с 13 апреля 1986 года по 26 мая 1988 года. А после службы в армии с 22 августа 1988 года начал работать учителем в _____ средней школе в качестве учителя труда и черчения и по настоящее время работает учителем в МОБУ СОШ _____. Его педагогический стаж на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда составлял 22 года 11 месяцев, а общий трудовой стаж составил 25 лет. Истец считает, что период времени его службы в Советской Армии должен засчитываться в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку до 1993 г. действовали списки, утверждённые Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооружённых Сил СССР, а из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П следует, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет. Истец просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с 01 декабря 2010 года, то есть со дня обращения с заявлением к ответчику.
Представитель ответчика Хажина Г.Р. исковые требования не признала, суду показала, что назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. В подпункте 10 п.1 ст.28 названного закона для лиц осуществляющих педагогическую деятельность предусмотрено досрочное назначение трудовых пенсий по старости в случаях, если у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей. А списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также правила исчисления периодов педагогической деятельности для назначения указанной пенсии согласно п.3 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за №781 утвержден «Список профессий, должностей и учреждений», согласно которому осуществляется подсчет стажа для досрочного назначения трудовой пенсии. И в этом Постановлении Правительства РФ период службы в Вооруженных Силах СССР не предусмотрен как основание для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Далее, отвергая доводы истца о правомерности своих требований со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, представитель ответчика суду пояснила, что из данного Постановления Конституционного суда и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. за №25 следует, что при исчислении специального стажа могут применяться действовавшие до утверждения Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. нормативно-правовые акты. Так, «Список профессий и должностей» (утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. за №463) действовал для периодов деятельности до 01.11.1999 г., «Список профессий и должностей» (утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.02.1999 г. за №1067) действовал для периодов деятельности после 01.11.1999 г. до 12.11.2002 г., «Список профессий, должностей и учреждений» (утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за №781) действует для периодов деятельности после 12.11.2002 г. Всеми этими тремя нормативно-правовыми документами не предусмотрено включение периода службы в Вооруженных Силах СССР для исчисления специального стажа.
Также ответчик считает, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, на котором основываются требования истца и, согласно которому служба в Вооруженных Силах СССР дает право на пенсию за выслугу лет если не менее 2\3 стажа требуемого для назначения пенсии (то есть 16 лет 08 месяцев) приходится, в данном случае, на специальный педагогический стаж.
Поскольку Постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397 утратило юридическую силу с 01.10.1993 г. (в соответствии с Постановление СМ РФ от 22.09.1993 г. №953), ответчик считает, что по состоянию на 01.10.1993 г. для получения права на досрочную трудовую пенсию у истца должен был быть выработан специальный педагогический стаж не менее 16 лет 08 месяцев, тогда как у него на этот период специальный педагогический стаж составляет 08 лет 02 месяца. Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении искового заявления.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы заявления и возражений к нему, суд приходит к выводу, что исковые требования Кильдигушева Г.З. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Истец 01.12.2010 г. обратился к ответчику с заявлением досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ от 09.12.2010 за №30 Кильдигушеву Г.З. отказано в назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что согласно представленным им документам по состоянию на 01.12.2010 г. стаж его педагогической деятельности составляет 22 года 11 месяцев 02 дня.
Как видно из трудовой книжки Кильдигушева Г.З. он 15 августа 1985 года был принят на работу во _____ среднюю школу Баймакского района РБ в качестве учителя трудового обучения и черчения, был уволен с работы 10 апреля 1986 г. в связи с призывом на службу в Советскую Армию, где проходил службу с 13 апреля 1986 г. по 26 мая 1988 г., то есть в течение 2 лет 1 месяца 13 дней. После службы в армии, он с 01.06.1988 года принят на работу в _____ школу Баймакского района РБ в качестве учителя труда и черчения, работает по настоящее время. Данные обстоятельства, подтверждающие доводы истца о том, что вся его трудовая деятельность с 15 августа 1986 г. по настоящее время связана с педагогической работой, сторонами не оспариваются. Период службы истца в рядах Советской Армии с 13 апреля 1986 г. по 26 мая 1988 г. подтверждаются его военным билетом (НП №8493618), справкой военкомата и также не оспаривается участниками процесса.
В соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ отдельным категориям граждан предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно подпункту 10 п.1 ст.28 названного Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
В соответствии с п.3 ст.28 этого же ФЗ №173 списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 п.1 ст.28 этого же ФЗ №173, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 был утверждён список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991 года).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а так же были утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1067 выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 1 ноября 1999 года подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года по списку 1999 года.
В данных списках служба в рядах Советской Армии отсутствует.
При этом согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в рядах Вооружённых Сил СССР.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. за №1397 не применяется.
Учитывая, что согласно ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и ухудшающих условия для приобретения пенсионных прав, противоречит Конституции РФ, не может быть признан законным отказ Пенсионного Фонда в зачете в специальный стаж период службы истца в рядах Советской Армии с 13 апреля 1986 г. по 26 мая 1988 г., то есть в течение 2 лет 1 месяца 13 дней.
Согласно Постановлению №2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы.
В период несения службы истцом в рядах Советской Армии с 13 апреля 1986 г. по 26 мая 1988 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, в соответствии с п.1 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в рядах Вооружённых Сил СССР.
На основании изложенных выше обстоятельств дела суд доводы ответчика об отсутствии законных оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости находит не состоятельными и считает, что при назначении истцу трудовой пенсии по старости правомерно применяется Постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, а потому в специальный стаж Кильдигушева Г.З., дающий ему право на досрочное назначение пенсии, подлежит включению период его службы в рядах Советской Армии с 13 апреля 1986 г. по 26 мая 1988 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать необоснованным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении Кильдигушеву Г.З. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж период службы Кильдигушева Г.З. в рядах Советской Армии с 13 апреля 1986 года по 26 мая 1988 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймака назначить Кильдигушеву Г.З. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья: Байрамгулова Н.Н.