№2-81/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ17 февраля 2011 года г.Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Янтилиной Л.М., при секретаре Сиражитдиновой А.В., с участием помощника прокурора Баймакского района РБ Соболевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Баймакского района РБ к администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет муниципального района Баймакский район РБ о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баймакского района РБ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что прокуратурой Баймакского района РБ проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений муниципального района Баймакский район.
Согласно ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством установлена гарантия прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, а также защита прежде всего интересов граждан, перед интересами общества и государства при осуществлении дорожного движения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из анализа данных положений законодательства следует, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в <адрес> лежит на муниципальном образовании Зилаирский сельсовет, которую представляет ее исполнительно-распорядительный орган, в лице Администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет.
Обязанность Администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет по содержанию улиц д<адрес> в безопасном состоянии для дорожного движения и соответствии их установленным стандартам установлено ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Кроме того, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Так, согласно п. 1 Приложения 1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Согласно ГОСТу Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.; дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в котором указано, что все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
При этом пунктом 4.1.1 указанного ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Кроме того, в пункте 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 указано, что замена или восстановление поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что вблизи муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход». Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Администрацией сельского поселения Зилаирский сельский совет не принимаются меры для установки дорожных знаков, обеспечивающих безопасность дорожного движения вблизи МОБУ СОШ <адрес>. Прокурор просит признать бездействие Администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан по не установке дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» возле МОБУ СОШ д<адрес> незаконным. Обязать Администрацию сельского поселения Мукасовский сельский совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан установить возле МОБУ СОШ д. <адрес> дорожные знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети».
В судебном заседании помощник прокурора Соболева Т.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик глава администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Мурсалимов М.М. исковые требования прокурора признал в полном объёме, пояснив, что изыскиваются средства для установления дорожных знаков, проведено согласование о месте установки дорожного знака.
Выслушав прокурора, ответчика, изучив материалы дела, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействие Администрации сельского поселения Зилаирский сельский совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан по не установке дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» возле МОБУ СОШ <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию сельского поселения Зилаирский сельский совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан установить возле МОБУ СОШ <адрес> дорожные знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.
Судья: (копия верна) Янтилина Л.М.