2-63/2011 решение по иску Файзуллина к ПФ о назначении досрочной трудовой пенсии



2-63/2011РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011года г.Баймак, РБ

Баймакский районный суд Республики Башкортостан

председательствующий: федеральный судья Салихова Ф.А., при секретаре Султангареевой З.Х., с участием истца Файзуллина И.И., представителя ответчика Хажиной Г.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Файзуллина И.И. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» обязать засчитать в специальный трудовой стаж периоды службы в рядах Советской Армии с 08 ноября 1977года по 01 ноября 1979 года, работы заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации Баймакского района с 12.08.1992года по 14.06.1993г..

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить пенсию со дня обращения в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак с 30 ноября 2010года,

УСТАНОВИЛ:

Файзуллин И.И.обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что он 30 ноября 2010г. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Решением Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» от 07.12.2010г.в назначении пенсии отказано в виду отсутствия 25летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В стаж педагогической деятельности не зачтены периоды службы в рядах Советской Армии с 08.11.1977года по 01.11.1979года и работы заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации Баймакского района с 12.08.1992года по 14.06.1993года.

Данное решение считает необоснованным, по тем основаниям, что указанные периоды подлежат включению в педагогический стаж в соответствии со списками, утвержденных постановлением СМ СССР от 17.12.1959года №1397.

Просит обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж периоды службы в рядах Советской Армии с 08 ноября 1977года по 01 ноября 1979 года, работы заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации Баймакского района с 12.08.1992года по 14.06.1993г..

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить пенсию со дня обращения в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак с 30 ноября 2010года,

Файзуллин И.И. в суде иск поддержал, считает, что периоды службы в Советской Армии и работы заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации Баймакского района подлежат включению в педагогический стаж в соответствии с Положением от 1959года. С учетом указанных периодов его педагогический стаж на момент обращения с заявлением в пенсионный фонд, составляет более 25лет.

Представитель ответчика Хажина Г.Р. иск полностью не признала по тем основаниям, что в специальный трудовой стаж педагогической
деятельности для определения права на досрочную пенсию по основанию п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г.подлежит включению не вся педагогическая деятельность, а только та, которая протекала в определенныхдолжностях и учреждениях.Подсчет стажа осуществляется по Списку профессий, должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В данном Постановлении включение периодов службы в рядах Советской Армии не предусмотрено.

Согласно постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении специального стажа могут применяться нормативно-правовые акты, действовавшие до 01.01.2002 г..

Для периодов деятельности, протекавших до 1 ноября 1999г.применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Для периодов, протекавших после 1 ноября 1999г., применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067. Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и работа в должности заместителя главы указанными Списками предусмотрены не были.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Закона №173-ФЗ от 17.12.2001года, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление специального стажа либо в соответствии со списком и Правилами от 29.10.2002г. №781,либо с учетом Списка от 06.09.1991года №463 и Списка от 22.09.1999г. №1067.

Постановление СМ СССР №1397 от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждены «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» не применялось на дату вступления в силу ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. в связи с этим его нормы не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом Постановления Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г.

Ссылка истца на то, что Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004г.№2-П позволяет при исчислении стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам применять Постановление СМ СССР от 17.12.1959года №1397 несостоятельна.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно-правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочной.

При решении вопроса о включении периода службы в рядах советской армии необходимо чтобы службе непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Файзуллин И.И. до службы в составе Вооруженных сил СССР с 08.11.1977года по 01.11.1979г.работал в колхозе «Алга» в качестве разнорабочего и после окончания военной службы продолжал по 25.11.1979г.работать там же, а затем с 24.07.1980г.по 01.07.1985г. обучался в Башкирском гос.педагогическом институте, а работать по педагогической специальности он стал только с 15.08.1985г.,т.е. через пять лет после демобилизации. В Положении от 17.12.1959г. №1397 должность «главы сельской администрации» тем более «заместитель главы» к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах не отнесены. Согласно записи в трудовой книжке Файзуллин И.И. назначен на должность заместителя главы, что подтверждает, что данная должность не является выборной. Специальный педагогический стаж Файзуллина И.И. по состоянию на 30.11.2010года составляет 22 года 03 месяца.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с данными, добытыми на суде, приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Файзуллин И.И. 30 ноября 2010г. обратился в Управление пенсионного фонда РФ по РБ в Баймакском районе и в г.Баймаке с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления пенсионного фонда РФ по РБ в Баймакском районе и в г.Баймаке от 07.12.2010г. Файзулину И.И.отказано в назначении пенсии с формулировкой об отсутствии требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В решении указано, что стаж педагогической деятельности по представленным, для назначении пенсии документам, на 30.11.2010г.составляет 23 года 03 месяца 0 дней.

В стаж педагогической деятельности не зачтены периоды:

службы в рядах Советской Армии с 08 ноября 1977 года по 01 ноября 1979 года;

работы заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации с 12.08.1992года по 14.06.1993г;

главы 1-Иткуловской сельской администрации с 15.06.1993г.по 22.06.1994г.

В отношении не включения в педагогический стаж периода работы главой 1-Иткуловской сельской администрации с 15.06.1993г.по 22.06.1994г.Файзуллин И.И. требований не ставит.

Как следует из трудовой книжки, военного билета Файзуллин И.И. в период с 08 ноября 1977 года по 01 ноября 1979 года проходил службу в рядах Советской Армии, в период с 12.08.1992года по 14.06.1993г. работал заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации.

Данные факты ответчиком не оспариваются.

В силу ст.27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 данного закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1067 выслуга, дающая право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 01 ноября 1999года подлежала определению по Списку 1991года, (постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г.за № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991года), а с 1 ноября 1999года по списку 1999года, (постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г.№781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанных выше Списках период службы в рядах Советской Армии не предусмотрен.

Но согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г.№953 установлено, что с 01 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. за №1397 не применяется.

Однако до принятия Закона РФ от 20 ноября 1990года «О Государственных пенсиях» в педагогический стаж служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее, и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению в ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004г.№2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Следовательно, право на включение периода службы Файзуллина И.И.в рядах Советской Армии с 08.11.1977г. по 01.11.1979г. приобретенного на основании постановления СМ СССР от 17.12.1959года не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ.

При зачете указанных периодов установленное Положением 1959года условие о том, что не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию у Файзуллина И.И. соблюдается.

Условие о том, что для включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж необходимо, чтобы службе непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность данным Положением не предусмотрено.

В соответствии с изложенным суд считает отказ ответчика о включении в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию период службы Файзуллина И.И. в рядах Советской Армии с 08 ноября 1977года по 01 ноября 1979года является незаконным и необоснованным, приходит к выводу, что указанный период подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

При изложенных обстоятельствах иск Файзуллина И.И. в части включения в педагогический стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд находит, что иск в части включения в педагогический стаж период работы в должности заместителя главы 1-Иткуловской сельской администрации Баймакского района с 12.08.1992года по 14.06.1993года подлежит отказу в удовлетворении.

Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 должность заместителя главы сельской администрации к должностям, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, отнесена не была. В трудовой книжке Файзуллина И.И. имеется запись за № 11 от 11.08.1992г. о том, что он назначен заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации, а не избран.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для включения в педагогический стаж период работы Файзуллина И.И. в должности заместителя главы 1-Иткуловской сельской администрации с 12.08.1992года по 14.06.1993года.

День обращения Файзуллина И.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии 30 ноября 2010г.. Педагогический стаж Файзуллина И.И. на день подачи заявления с учетом периода службы в Вооруженных Силах СССР с 08.11.1977г. по 01.11.1979г. составляет менее 25 лет в связи с чем требования истца об обязании ответчика назначить ему пенсию со дня обращения с 30ноября 2010года также подлежит отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Файзуллина И.И.удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж Файзуллину И.И. период службы в рядах Советской Армии с 08 ноября 1977 года по 01 ноября 1979 года.

В удовлетворении исковых требований в части засчитать в специальный трудовой стаж период работы заместителем главы 1-Иткуловской сельской администрации Баймакского района с 12.08.1992года по 14.06.1993г.. Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить пенсию со дня обращения в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак с 30 ноября 2010года отказать.

Решение может быть обжаловано, в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 14 марта 2011года.