по иску Сагитова к ГУ УПФ Баймак



                                                      РЕШЕНИЕ 2-387/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2011 г.                                                                          г. Баймак РБ

            Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагитова Б.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), и о назначении пенсии,

установил:

          Сагитов Б.М. обратился в Баймакский районный суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о признании необоснованным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ №11 от 8 апреля 2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Данным решением ему зачтено в педагогический трудовой стаж только 24 года 02 месяца 18 дней. Сагитов Б.М. указывает, что в стаж педагогической деятельности не зачтен период службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты>

Сагитов Б.М. просит признать необоснованным отказ Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан №11 от 8 апреля 2011 года в установлении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан засчитать в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты> и назначить пенсию со дня обращения.

В судебном заседании Сагитов Б.М. поддержал свои исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик в лице юрисконсульта Хажиной Г.Р. иск не признал полностью, указывая, что в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей 25 лет, не представляется возможным включить 01 г.00 мес.09 дней, а именно: с <данные изъяты> прохождение службы в составе Вооруженных Силах. Истец обратился в УПФР в Баймакском районе и г.Баймак за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 30.03.2011г.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее.

Поэтому, определение права на пенсию Сагитова Б.М. производилось по состоянию на 30.03.2010 года по представленным документам.

Всоответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002. У» 781 утверждены правила, регулирующие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим непосредственно педагогическую деятельность. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых       пенсиях             в Российской       Федерации»,       утвержденные

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривает включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило

силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, с ведением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях» новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношениях само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях» установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. Таким образом, регулирование, закрепленное в п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано не противоречащим Конституции РФ, в том числе ее ст. 18,54,55 и 57 и может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения          Конституционного     Суда     Российской     Федерации     вПостановлении от 29 января 2004 года № 2-П.

Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных Сил СССР, засчитывалась при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Кроме, того, в соответствии с указанным Положением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Ответчик указывает, что по представленным документам Сагитова Б.М. усматривается следующее, что до службы в составе Вооруженных сил СССР с <данные изъяты> у него не предшествовала педагогическая деятельность и после окончании военной службы не следовала педагогическая деятельность, затем он продолжил работать в <данные изъяты> и работать по специальности стал только с 15.08. 1986 года, т.е. только через 9 лет. Ответчик считает, что законных оснований для зачета истцу в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР не имеется и просит в исковых требованиях о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периоды службы в составе Вооруженных силах СССР с <данные изъяты> Сагитову Булату Мирзовичу - отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению полностью.

Период службы истца в рядах Советской Армии подлежит включению в специальный стаж, поскольку большая часть его трудовой деятельности связана с педагогической работой.

Сагитов Б.М. проходил службу в рядах Советской Армии с <данные изъяты>, то есть в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, согласно которому, в специальный стаж работы засчитывался период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Учитывая, что на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, то в дальнейшем изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2008г. № 2-В08-7).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 того же ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Доводы ответчика, что период службы в рядах Советской Армии не может быть включён в специальный стаж истца, поскольку ей не предшествовала и непосредственно за ней не следовала педагогическая работа, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения её зачёт не обусловлен тем, что должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ней следовать педагогическая работа.

На основании ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, суд считает, что Сагитов Б.М. на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ, то есть на     30 марта 2011 года, имел достаточный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан №11 от 8 апреля 2011 года об отказе Сагитову Б.М. в установлении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак засчитать в стаж работы Сагитову Б.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты>.

             Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ назначить     Сагитову Б.М. досрочную трудовую пенсию по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 марта 2011 года, то есть со дня его обращения в Пенсионный Фонд РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                              Янтилина Л.М.