По иску Муталлапова к ГУ УПФ Баймак



                                                      РЕШЕНИЕ                            2-365/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 г.                                                                              г. Баймак РБ

            Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Сиражитдиновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муталлапова Х.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), о назначении пенсии, компенсации морального вреда и судебных расходов,

установил:

          Муталлапов Х.Я.     обратился в Баймакский районный суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о признании необоснованным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Данным решением ему зачтено в педагогический трудовой стаж только 20 лет 5 месяцев 15 дней.

Муталлапов Х.Я. указывает, что в стаж педагогической деятельности не зачтены периоды службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты>, работы в должности главы Ямансазской сельской администрации с <данные изъяты>

Муталлапов Х.Я. просит признать необоснованным решение об отказе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан №33 от 15 декабря 2011 года в установлении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан засчитать в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты>, работы в должности главы Ямансазской сельской администрации с 2 декабря <данные изъяты> и назначить пенсию со дня обращения, то есть с 7 декабря 2010 года. Первоначально им были заявлены так же исковые требования о компенсации морального вреда и судебных расходов. Однако, в уточнённом исковом заявлении истец отказался от этих требований.

В судебном заседании      Муталлапов Х.Я. поддержал свои исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик в лице юрисконсульта Хажиной Г.Р. иск не признал полностью, указывая, что                 Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями Муталлапова Хайдара Ядкаровича по названному гражданскому делу не согласно в полном объеме и возражает против их удовлетворения по следующим основаниям:

         Досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от возраста.

         Учитывая льготный характер указанного вида пенсии в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет.

         Пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

          В соответствии с п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 в педагогический стаж засчитывается периоды в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Вышеназванным Списком служба в составе Вооруженных Сил СССР и «заместитель главы »не предусмотрено.

       В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.

      С учетом конституционно- правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление специального стажа, имевшего место до 01.01.2002г., может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. пенсионного законодательства- Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

       В соответствии с указанным законом - при исчислении специального педагогического стажа применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (в отношении периодов работы до 01.11.1999г.) и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. № 79), который применялся в отношении периодов работы после 01.11.1999г.

        Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и работа в должности «главы администрации »указанными Списками предусмотрены не были.

      Ответчик указывает, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление специального стажа либо в соответствии со Списком и Правилами от 29.10.2002г. № 781, либо с учетом Списка от 06.09.1991г. № 463 и Списка от 22.09.1999г. № 1067.

    Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждены: «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» не применялось на дату вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., в связи с этим, его нормы не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом Постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004г.

    Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П.     Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ответчик считает, что ссылка истца на то, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П позволяет при исчислении стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам применять Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, несостоятельна.      Кроме того, Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003г. № 70 (зарегистрировано в Минюсте 27.11.2003г. № 5284) утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в которых изложен порядок подсчета специального стажа со дня отмены закона или нормативного акта, причем данное Постановление противоречащим Конституции РФ не признано. Согласно этому Постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, иной общественно полезной деятельности, которые учитывались, соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня соответствующего закона или иного нормативно правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет.        В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно- правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

          Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, время обучения в учебном заведении, засчитывалась при условии если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16 лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

        В специальный педагогический стаж Муталлапова Х.Я. не включены       периоды работы - 04 года 08 мес.09 дней, а именно:

        с <данные изъяты>       период службы в составе Вооруженных сил СССР;

       с <данные изъяты> - работа в качестве главы Ямансазской сельской администрации.

       Истец ссылается на Положение СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, но в соответствии с данным Положением, к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органов относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ.

      Должность «глава сельской администрации», данным Положением не предусмотрена.

      Согласно записи в трудовой книжке Муталлапов Х.Я. распоряжением главы Зилаирской администрации № 212-Б от 01.12.1992 года назначен     главой администрации Ямансазского сельсовета, отсюда следует, что должность «главы администрации » не является выборной должностью.

       Аналогичное разъяснение имеется в Кассационном определении ВС РБ от 16.06.2009 года по гражданскому делу Мусина И.Г.

        Специальный педагогический стаж Муталлапова Х.Я. по имеющимся документам для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по состоянию на 07.12. 2010года составляет - 20 лет 05 месяцев 21 дней.

       Истец обратился в УПФР в Баймакском районе и г.Баймак за назначением досрочной пенсии 07.12.2010 года.

      В соответствии с п.1.ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее.

         Поэтому, определение права на пенсию Муталлапова Х.Я. производилось по состоянию на 07.12.2010 года.

        По поводу исковых требований истца о взыскания морального вреда в сумме 10000 рублей, указывают следующее:

         В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав гражданами на трудовые пенсии» разъясняет, что поскольку нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные граждан, суд исходя и положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

          Ответчик считает, что никаких законных оснований для зачета истцу в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР и работу в должности главы Ямансазского сельсовета не имеется.

         Ответчик в удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периодов службы в составе Вооруженных силах СССР с <данные изъяты> и с <данные изъяты>работу в качестве главы Ямансазского сельсовета, назначении досрочной трудовой пенсии с 07.12.2010 года и взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей     Муталлапову Х.Я. просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Период службы истца в рядах Советской Армии подлежит включению в специальный стаж, поскольку большая часть его трудовой деятельности связана с педагогической работой.

Муталлапов Х.Я. проходил службу в рядах Советской Армии с <данные изъяты> то есть в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, согласно которому, в специальный стаж работы засчитывался период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Учитывая, что на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, то в дальнейшем изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2008г. № 2-В08-7).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 того же ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. На основании ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

       Согласно п.п. г п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, работа в которой даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, служба в рядах Вооружённых Сил СССР засчитывается в стаж работы, который даёт право на пенсию за выслугу лет,      и не обусловлена тем, что ей должна непосредственно предшествовать и следовать после неё педагогическая деятельность.

В части требований о зачёте периода работы с 2 декабря 1992 года по 19 июля 1995 года в качестве главы Ямансазской сельской администрации, суд находит их, не подлежащими удовлетворению, поскольку должность главы сельской администрации не является выборной должностью. В трудовой книжке истца имеется запись №12 от 1.12.1992 г., что он назначен главой администрации Ямансазского сельсовета. Работа в данной должности не входит в перечень работ, которые могут засчитаны в стаж педагогической работы по специальности в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, работа в которой даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Суд считает, что Муталлапов Х.Я. на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ, то есть на 7 декабря 2010 года не имел достаточный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак засчитать в стаж работы       Муталлапову Х.Я., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты>

В остальной части исковые требования Муталлапова Х.Я. оставить без удовлетворения.

                         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                              Янтилина Л.М.