2-386 по иску Баталова к ГУ УПФ о назначении досрочной пенсии



                                                      РЕШЕНИЕ                                           2-386/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 г.                                                                              г. Баймак РБ

            Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Сиражитдиновой А.В.,

с участием адвоката Исхаковой Ф.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батталова М.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), и о назначении пенсии,

установил:

Батталов М.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), и о назначении пенсии, указывая, что его заявлению от 29 ноября 2010 года №20317 ответчиком 8 декабря 2010 года за №31 было вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Истец указывает, что указанным решением ему не зачтены в стаж педагогической деятельности следующие периоды:

- <данные изъяты> - период службы в рядах Советской Армии,

- <данные изъяты> - служба в органах внутренних дел,

- <данные изъяты> - период нахождения в отпуске без содержания, курсы повышения квалификации.

Батталов М.М. считает данный отказ незаконным, просит признать необоснованным отказ Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан №8 от 10 марта 20111 года в установлении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан засчитать в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ, период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в отпуске без содержания и курсах повышения квалификации и назначить пенсию со дня обращения.

В судебном заседании      Батталов М.М. отказался от требований о зачёте в стаж педагогической деятельности периодов <данные изъяты> нахождения в отпуске без содержания, курсах повышения квалификации, поддержав остальные исковые требования. Баталов М.М. показал, что поскольку в момент выполнения им указанных работ действовало законодательство, которое позволяло засчитать в специальный стаж указанные периоды, то считает, что отказ пенсионного фонда является незаконным.

Ответчик в лице юрисконсульта Хажиной Г.Р. иск не признал полностью, указывая, что      Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями Батталова М.М. не согласно по следующим основаниям:

      Согласно Постановлению Совета Министров № 463 от 06.09.1991г., Постановления РФ № 1067 от 22.09.199 г., постановления правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в специальный педагогический стаж Баталова М.М. включены периоды работы в учреждениях для детей общей продолжительностью 19 лет 00 месяцев 20 дней.

    В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей 25 лет, не представляется возможным включить 06 лет 11 мес.24 дня, а именно:

        с <данные изъяты> прохождение службы в составе Вооруженных Силах.

       с <данные изъяты> - прохождение службы в органах внутренних дел.

       Истец обратился в УПФР в Баймакском районе и г.Баймак за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 29.11.2010 г.

        В соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее.

        Поэтому, определение права на пенсию Батталова М.М. производилось по состоянию на 29.11.2010 года по представленным документам.

         В соответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.

         В соответствии с п. 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены правила, регулирующие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим непосредственно педагогическую деятельность.

       При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ.

      Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривает включение периодов военной службы в армии и прохождение службы в внутренних дел в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

       Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, с ведением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

     Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях » новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношениях само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях » установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии.

Ответчик указывает, что регулирование, закрепленное в п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», признано не противоречащим Конституции РФ, в том числе ее ст.ст.18,54,55 и 57 и не может рассматриваться, как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

         Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П.

     Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

       Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных Сил СССР,

засчитывалась при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

         Ответчик считает, что законных оснований для зачета истцу в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР период прохождения службы в органах внутренних дел     не имеется, что правомерно отказано Батталову М.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не определяется.

         Ответчик указывает, что, не нарушая принципа правовой определенности и общеправового принципа соотношения, общих и специальных норм, при разрешении данного спора подлежит применению законодательство, регулирующее пенсионные правоотношения - Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, как содержащий специальные нормы.

    Ответчик просит в удовлетворении исковых требований      о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периодов службы в составе Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ и обязании назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с 29.11.2010 года,     Батталову М. М. - отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению полностью.

Период службы истца в рядах Советской Армии, работа в органах внутренних дел подлежит включению в специальный стаж, поскольку большая часть его трудовой деятельности связана с педагогической работой.

Батталов М.М. проходил службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ, в органах внутренних дел - с 2 ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, согласно которому, в специальный стаж работы засчитывались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и органах внутренних дел СССР и милиции.

Учитывая, что на момент осуществления истцом службы в Советской Армии, органах внутренних дел действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, то в дальнейшем изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2008г. № 2-В08-7).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 того же ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. На основании ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п.п. г п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, работа в которой даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, служба в рядах Вооружённых Сил СССР, работа в органах внутренних дел засчитываются     в стаж работы, который даёт право на пенсию за выслугу лет,      и не обусловлены тем, что им должна непосредственно предшествовать и следовать после них педагогическая деятельность.

Суд считает, что Батталов М.М.     на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ, то есть на     29 ноября 2010 года, имел достаточный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан №31 от 8 декабря 2010 года об отказе Батталову М.М.     в установлении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак засчитать в стаж работы     Батталову М.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период службы в рядах Советской Армии <данные изъяты>,     в органах внутренних дел <данные изъяты>

             Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ назначить     Батталову М.М.     досрочную трудовую пенсию по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 29 ноября 2010 года, то есть со дня его обращения в Пенсионный Фонд РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

           Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                              Янтилина Л.М.