2-343/2011 по иску Шатохина И.Г. к УПФ в г.Баймак о назначении досрочной трудовой пении



2-343/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года                                                                                                  г. Баймак РБ

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Байрамгуловой Н.Н.,

при секретаре Кулбулдиной З.А.,

с участием истца Шатохина И.Е.,

представителя ответчика Хажиной Г.Р. (доверенность №4 от 11.01.2010 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатохина И.Е. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» о признании необоснованным решения об отказе Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

      УСТАНОВИЛ:

Шатохин И.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что он 17 февраля 2011г. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Решением Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» от 25.02.2011г. в назначении пенсии отказано в виду отсутствия 25летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В стаж педагогической деятельности не зачтен период службы Шатохина И.Е. в рядах Советской Армии с 11 ноября 1983года по 10 ноября 1985 года.

Данное решение считает необоснованным, по тем основаниям, что данный период подлежит включению в педагогический стаж в соответствии со списками, утвержденных постановлением СМ СССР от 17.12.1959года №1397. Просит признать необоснованным решение об отказе Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Просит обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж период службы в рядах Советской Армии с 11 ноября 1983 года по 10 ноября 1985 года назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак с 17 февраля 2011 года.

В суде Шатохин И.Е. иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить его по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Хажина Г.Р. иск полностью не признала по тем основаниям, что в специальный трудовой стаж педагогической
деятельности для определения права на досрочную пенсию по основанию п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. подлежит включению не вся педагогическая деятельность, а только та, которая протекала в определенныхдолжностях и учреждениях.Подсчет стажа осуществляется по Списку профессий, должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В данном Постановлении включение периодов службы в рядах Советской Армии не предусмотрено.

Согласно постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении специального стажа могут применяться нормативно-правовые акты, действовавшие до 01.01.2002 г..

Для периодов деятельности, протекавших до 1 ноября 1999г.применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Для периодов, протекавших после 1 ноября 1999г., применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067. Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР указанными Списками предусмотрены не были.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Закона №173-ФЗ от 17.12.2001года, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление специального стажа либо в соответствии со списком и Правилами от 29.10.2002г. №781,либо с учетом Списка от 06.09.1991года №463 и Списка от 22.09.1999г. №1067.

Постановление СМ СССР №1397 от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждены «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» не применялось на дату вступления в силу ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. в связи с этим его нормы не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом Постановления Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г.

Ссылка истца на то, что Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004г.№2-П позволяет при исчислении стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам применять Постановление СМ СССР от 17.12.1959года №1397 несостоятельна.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно-правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочной.

При решении вопроса о включении периода службы в рядах советской армии необходимо чтобы службе непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Считает, что требование Положения от 17.12.1959г. №1397 о том, что 2\3 стажа требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет у Шатохина соблюдается.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с данными, добытыми на суде, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Шатохин И.Е. 17 февраля 2011г. обратился в управление пенсионного фонда РФ по РБ в Баймакском районе и в г.Баймаке с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления пенсионного фонда РФ по РБ в Баймакском районе и в г.Баймаке от 25.02.2011г. Шатохину И.Е. отказано в назначении пенсии с формулировкой об отсутствии требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В решении указано, что стаж педагогической деятельности по представленным, для назначении пенсии документам, на 17.02.2011г. составляет 23 года 05 месяца 20 дней.

В стаж педагогической деятельности не зачтен период службы в рядах Советской Армии с 11 ноября 1983 года по 10 ноября 1985 года.

Как следует из трудовой книжки, военного билета Шатохина И.Е. в период с 11 ноября 1983 года по 10 ноября 1985 года проходил службу в рядах Советской Армии.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

В силу ст.27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 данного закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1067 выслуга, дающая право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 01 ноября 1999года подлежала определению по Списку 1991года, (постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г.за № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991года), а с 1 ноября 1999года по списку 1999года, (постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г.№781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанных выше Списках период службы в рядах Советской Армии не предусмотрен.

Но согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г.№953 установлено, что с 01 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. за №1397 не применяется.

Однако до принятия Закона РФ от 20 ноября 1990года «О Государственных пенсиях» в педагогический стаж служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее, и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению в ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004г.№2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Следовательно, право на включение периода службы Шатохина И.Е. в рядах Советской Армии с 11 ноября 1983 года по 10 ноября 1985 года приобретенного на основании постановления СМ СССР от 17.12.1959года не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ.

При зачете указанных периодов установленное Положением 1959года условие о том, что не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию у Шатохина И.Е. соблюдается.

Условие о том, что для включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж необходимо, чтобы службе непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность данным Положением не предусмотрено.

В соответствии с изложенным суд считает отказ ответчика о включении в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию период службы Шатохина И.Е. в рядах Советской Армии с 11 ноября 1983 года по 10 ноября 1985 года является незаконным и необоснованным, приходит к выводу, что указанный период подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

День обращения Шатохина И.Е. в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии 17 февраля 2011 г.. Педагогический стаж Шатохина И.Е. на день подачи заявления с учетом периодов подлежащих включению составляет более 25 лет в связи с чем суд находит, что подлежат удовлетворению также требования об обязании ответчика назначить Шатохину И.Е. досрочную трудовую пенсию по старости. Пенсия подлежит назначению со дня обращения с заявлением с 17 февраля 2011 г.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» об отказе Шатохину И.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать необоснованным.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж Шатохину И.Е. период службы в рядах Советской Армии с 11 ноября 1983 года по 10 ноября 1985 года.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить Шатохину И.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак - с 17 февраля 2011года.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: