по иску Шангареевой Л.С. к ГУ УПФ Баймак



РЕШЕНИЕ                                    2-458/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 г.                                                                            г. Баймак

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шангареевой Л.С. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по РБ засчитать в специальный трудовой стаж периодов работы в партийных и комсомольских органах и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения,

установил:

Шангареева Л.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж периодов работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Шангареева Л.С., не согласившись с     решением Управления Пенсионного Фонда РФ об отказе в установлении пенсии, указывает, что

до 1193 года действовали Списки, утверждённые постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости включались периоды работы в партийных и комсомольских органах. Так же в обоснование своих исковых требований ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, суть которой, сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы, и, что возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397.

Шангареева Л.С. указывает, что в соответствии с постановлением №2-П от 29 января 2004 года возможно применение постановления СМ СССР №1397 от 17.12.1959 года, а потому указанный выше период её работы должен включаться в стаж для назначения досрочной пенсии.

В судебном заседании     Шангареева Л.С.       своё исковое заявление поддержала полностью по изложенным выше основаниям.

           Ответчик исковые требования Шангареевой Л.С. не признал полностью, указывая, что Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями Шангареевой Л.С. о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, периодов работы, а именно

       <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> не согласно по следующим основаниям.

        Назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

         Для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, указанным законом предусмотрено досрочное назначение трудовых пенсий по старости.     Право на указанную пенсию определяется в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.

    При этом в соответствии с п.3 данной статьи Правительству РФ предоставлено право, утверждать, Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов педагогической деятельности для назначения указанной пенсии.

       Таким образом, в специальный трудовой стаж педагогической деятельности для определения права на досрочную пенсию по основанию п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. подлежит включению не вся педагогическая деятельность, а только та, которая протекала в определенных должностях и учреждениях.

      При рассмотрении права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью подсчет стажа осуществляется по Списку профессий, должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

     В данном Постановлении включение периода работы в качестве секретаря комсомольской организации, комсорга по группе школ РК ВЛКСМ, секретаря РК ВЛКСМ, инструктора организационного отдела РК КПСС не предусмотрены.

     Вместе с тем, постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении специального стажа могут применяться нормативно- правовые акты, действовавшие до 01.01.2002 года:

  1. для периодов деятельности, протекавших до 1 ноября 1999г. применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463,
  2. для периодов, протекавших после 1 ноября 1999г., применяется Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067,
  3. для периодов работы после 12.11.2002 г. - Список профессий, должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004, установившее возможность применения при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период работы до 01.01.2002 г. правил и норм, действовавших до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью общий и специальный стаж, применяется только в рамках Закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г.

    Действовавший на 31.12.2001 г. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 № 340-1 (как и Федеральный закон от 17.12.2001 г.), Списки и Правила от 1991 г. и от 1999 г. не содержат нормы, регулирующие включение периода работы в качестве методиста.

    В соответствии с разъяснением Минтруда России № 4 от 17.10.2003 г. при исчислении продолжительности страхового стажа и ( или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию в соответствии со ст.27,28 Федерального закона от 17.12.2001 г. по старости в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественной полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

       Такой порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом его гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Изложенное означает, что граждане, которые в период ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства СССР, полностью выработали необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дававшие право на трудовую пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г.        

        Поскольку в соответствии с Постановлением СМ РФ от 22.09.1993 г. № 953 вышеназванное Положение с 01 октября 1993 года, утратило юридическую силу и в соответствии постановления № 953 от 22.09.1993г. не применяется на территории Российской Федерации.

       Ответчик указывает, что применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г.при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 года. Указанная правовая позиция была вновь подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 16.07.2008 № 610-О-О, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применение при этом Постановления № 1397 от 17.12.1959, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчик указывает, что     специальный педагогический стаж по представленным для назначения пенсии документам по состоянию на 13.04. 2011 года составляет - 17 лет 03 месяца 24 дня              

        Ответчик просит в удовлетворении исковых требований Шангареевой Л.С. о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периодов работы:

       <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования     Шангареевой Л.С.     обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как видно из трудовой книжки Шангареевой Л.С.      большая часть её трудовой деятельности, кроме оспариваемого периода, связана с педагогической работой.

В соответствии со ст.28 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» отдельным категориям граждан предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ №173 списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии п.п.7-13 п.1ст.28 правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 был утверждён список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991 года).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а так же были утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1067 выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 1 ноября 1999 года, подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года по списку 1999 года.

В данных списках работа на выборных должностях в партийных, комсомольских органах отсутствует.

Но согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях; работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет; служба в составе Вооружённых Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. за №1397 не применяется.

Учитывая, что согласно ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и ухудшающих условия для приобретения пенсионных прав, противоречит Конституции РФ, не может быть признан законным отказ Пенсионного Фонда засчитать в специальный стаж этот период. Согласно Постановлению №2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Следовательно, возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, а потому в специальный стаж     Шангареевой Л.С., дающий ей право на досрочное назначение пенсии, подлежат включению периоды её работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Указанные периоды, которые не были зачтены ответчиком в специальный стаж, суд находит подлежащими зачёту, поскольку в тот период действовало указанное Положение, требованиям которого соответствует работа, которую выполняла истица.

Согласно представленным материалам дела,     Шангареева Л.С. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в РБ в Баймакском районе и г. Баймаке 13 апреля 2011 года,     имея при этом необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», стаж и представив необходимые для этого документы. Именно, рассмотрев данное заявление, ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии. Суд считает, что требования о назначении досрочной трудовой пенсии с 13 апреля 2011 года обоснованны и подлежат удовлетворению, а потому      Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак об отказе в установлении пенсии является необоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении      Шангареевой Л.С.     досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймака назначить Шангареевой Лилие Султангареевне     досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

с 13 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                                Янтилина Л.М.