По иску Киекбаевой Н.М. к Администрации СП Зилаирский сельсовет о признании недействительной доверенности и договора дарения квартиры



                              РЕШЕНИЕ                 2-37/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года                                                                 г.Баймак

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Сиражитдиновой А.В.,

с участием адвоката Бухарбаева А.Г.,

рассмотрев гражданское дело по иску Киекбаева Н.М к Корнева А.И, Нургалиева М.В, администрации сельского поселения «Зилаирский сельсовет» о признании недействительной доверенности, договора дарения квартиры и применения последствий недействительности сделок,

    установил:

Юмагулова Я.Я., действующая по доверенности, обратилась в суд с иском к Корнева А.И, Нургалиева М.В, администрации сельского поселения «<адрес> сельсовет» в интересах своей матери Киекбаева Н.М о признании недействительной доверенности, договора дарения квартиры и применения последствий недействительности сделок, указывая, что Киекбаева Н.М приходится ей родной матерью, что она имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: д. <адрес>., что подтверждается договором о передаче жилых квартир в совместную собственность от ДД.ММ.ГГГГ Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 2 029 000 (два миллиона двадцать девять тысяч тридцать пять) руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Настоящая инвентаризационная стоимость квартиры на день подачи иска истцу неизвестна, ввиду затруднения в получении доказательства- документа технического паспорта квартиры с данными по инвентаризационной стоимости квартиры по состоянию на день подачи иска. Юмагулова Я.Я. указывает, что Киекбаева Н.М является инвалидом 3 группы, в ДД.ММ.ГГГГ. перенесла инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), что повлекло ограничение в способности к самостоятельному передвижению и самообслуживанию (истец парализован), общению, находится под наблюдением врачей.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик - представитель Администрация СП «Зилаирский» в лице управляющего делами Мурсалимов М.М. удостоверил доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ответчик Нургалиева М.В, действующая от имени Киекбаева Н.М, и в интересах Корнева А.И, приходящейся внучкой истице:

- приняла наследство в виде квартиры и земельного участка (расположенных по адресу-деревня <адрес>. ), открывшееся после смерти супруга истца - Киекбаева Я.Ш, умершего ДД.ММ.ГГГГ с нарушением шестимесячного срока принятия наследства, установленных ст. 1154 ГК РФ, и получила свидетельство о праве на наследство по закону, от ДД.ММ.ГГГГ;

- оформила права и регистрацию прав на вышеупомянутую квартиру и земельный участок на имя Киекбаева Н.М, с последующим оформлением сделки (договора) дарения от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ответчика Корнева А.И Дарителем по договору дарения выступает истец Киекбаева Н.М в лице представителя - ответчика Нургалиева М.В, одаряемой является ответчик Корнева А.М. В настоящее время документы по сделке дарения находятся в стадии оформления у третьего лица - <адрес> отделе УФСГР РФ по <адрес>.

Истица указывает, что ей, как родной дочери истца, доподлинно известно, что Киекбаева Н.М никогда не выражала и не изъявляла свою волю подарить вышеупомянутую квартиру и земельный участок своей внучке, ответчику Корнева А.И, так как помимо нее, у неё есть родные дети.

Истица считает, что доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенная управляющим делами администрации СП «Зилаирский сельсовет»     Мурсалимов М.М., подписана не истцом Киекбаева Н.М, а ответчиком Корнева А.М. либо ответчиком Нургалиева М.В Так как истец парализован, не может самостоятельно передвигаться и в день оформления доверенности - ДД.ММ.ГГГГ находился у себя дома, а также не может самостоятельно подписывать документы, что подтверждается тем фактом, что нотариальная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ от имени матери Киекбаева Н.М на имя представителя подписана рукоприкладчиком Ульябаев И.Ш.

Так же она указывает, что считает, что удостоверение доверенности от ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено с нарушениями ст. 185 ГК РФ, пункта 14 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, (далее Инструкции): «Содержание нотариально удостоверяемых документов (завещаний, доверенностей) и документов, на которых нотариально свидетельствуется подлинность подписи, должно быть зачитано вслух лицам, обратившимся за совершением нотариального действия. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, в присутствии должностного лица местного самоуправления, совершающего нотариальное действие. Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии должностного лица местного самоуправления завещание, доверенность или документ, на котором нотариально свидетельствуется подлинность подписи, может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых данный документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия».

Представитель истца указывает, что управляющий делами Мурсалимов М.М., нарушая вышеуказанный нормативно-правовой акт, удостоверил доверенность в отсутствие истца, позволил подписать доверенность от имени представляемого истца Киекбаева Н.М другому лицу. Удостоверенная подобным образом доверенность от ДД.ММ.ГГГГ является недействительной.

Представитель истца указывает, что согласно п.1 ст. 166, п.1 ст.167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Соответственно, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ между дарителем Киекбаева Н.М в лице ответчика Нургалиева М.Ви одаряемой -ответчиком Корнева А.М. также является недействительным, так как сделка дарения от ДД.ММ.ГГГГ оформлена на основании недействительной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и не может порождать права и обязанности у сторон. Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, иные документы по оспариваемой сделке, находятся в <адрес> филиале УФСГР РФ по <адрес>, представить их суду истец не имеет возможности, так как на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений и документов по сделке дарения, третье лицо - <адрес> филиал УФСГР РФ по <адрес> в настоящее время не ответил.

Истец просит в соответствии со ст.166, 167, 185 ГК РФ, ст.ст.131, 132 ГПК РФ, ст.ст.12,14 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов,

  1. Признать доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданную от имени Киекбаева Н.М на имя Нургалиева М.В, удостоверенную управляющим делами Администрации СП «Зилаирский сельсовет», недействительной.
  2. Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу:деревня <адрес>., заключенный между Нургалиева М.В действующей от имени Киекбаева Н.М, и Корнева А.И, недействительным, и применить последствия недействительности сделки.

В судебном заседании представитель истца Юмагулова Я.Я. поддержала исковые требования, показав, что её мать Киекбаева Н.М не могла сама подписать доверенность, поскольку незадолго до подписания доверенности перенесла инсульт, кроме того, и не желала дарить Корнева А.И, своей внучке, квартиру, в которой жила.

Ответчица Корнева А.И исковые требования не признала, показав, что она с детства проживала с бабушкой, и, что она всегда говорила, что квартиру подарит ей. Так же она показала, что доверенность была подписана бабушкой, то есть истицей, которая в присутствии главы сельской администрации подписала её.

Ответчица Нургалиева М.В исковые требования не признала, показав, что действовала в соответствии с доверенностью, выполняя волю Киекбаева Н.М, пояснив, что доверенность ей привезла Корнева А.И

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Зилаирский сельсовет» Мурсалимов М.М. исковые требования не признал, показав, что выезжал на дом к Киекбаева Н.М, что Киекбаева Н.М при нём подписала доверенность, которую он заверил. Своё прежнее заявление о признании иска пояснил тем, что устал от спора между родственниками, потому направлял письменное заявление о признании иска, что в настоящее время не поддерживает данное заявление.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно объяснениям самой истицы Киекбаева Н.М,М., опрошенной <адрес> городским судом по судебному поручению <адрес> районного суда, она полностью поддержала исковые требования, показав, что имела в собственности квартиру в <адрес>, пока не узнала, что её без её ведома от её имени подарили внучке Корнева А.И, что доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на имя Нургалиева М.В не подписывала, что она в это время болела. Так же она показала, что договор дарения подписан Нургалиева М.В, которую она не уполномачивала, и не знает её. Киекбаева Н.М показала, что не желала дарить квартиру Корнева А.И, какую-либо доверенность не подписывала, глава СП Зилаирский сельсовет к ней не приходил, при нём она доверенность не подписывала. Киекбаева Н.М показала, что ДД.ММ.ГГГГ она была не в состоянии подписывать документы, её парализовало за несколько дней до того, как домой ДД.ММ.ГГГГ вызвали врача. Киекбаева Н.М показала, образование у неё 5 классов, читать она толком не умеет, что документ о том, что она доверяет кому-либо подарить дом по <адрес>ёрная, 15-2 внучке Корнева А.И ей не зачитывали, что она и не думала дарить дом Корнева А.И, пояснила, что плохо видит.

Из изложенных показаний следует, что Киекбаева Н.М поддерживает полностью исковые требования, что она отрицает сам факт подписания доверенности, которой уполномочена Нургалиева М.В заключать договор дарения квартиры от её имени и желание подарить квартиру своей внучке.

Согласно представленным материалам Киекбаева Н.М действительно имела в совместной с супругом собственности квартиру по адресу: д. <адрес>. После смерти мужа 1/2 доли наследовала, что подтверждается свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным медицинским справкам Киекбаева Н.М перенесла инсульт в ДД.ММ.ГГГГ года и не может подписывать документы.

Ответчики не смогли суду сообщить при каких именно обстоятельствах Киекбаева Н.М подписала доверенность, где это происходило, кто при этом присутствовал.

В самой доверенности не указано о том, что доверенность составлена с выездом на место жительства Киекбаева Н.М, о чём сообщил суду представитель администрации СП Зилаирский сельсовет.

Кроме того, в доверенности имеется подпись якобы Киекбаева Н.М, но при этом полные фамилия, имя, отчество написаны другим почерком, что является не допустимым. Факт написания фамилии другим лицом не отрицают и ответчики Корнева А.И и представитель администрации СП Зилаирский сельсовет.

Следовательно, признать доверенность действительной нельзя. Поскольку доверенность недействительна, то недействителен и договор дарения, заключённый ДД.ММ.ГГГГ от имени Киекбаева Н.М, согласно которому Нургалиева М.В безвоздмездно передала в собственность Корнева А.И квартиру в двухквартирном жилом доме, состоящую из трёх комнат, общей площадью 52,1 кв.м, и общую долевую собственность 1/2 долю в праве на земельный участок из общей площади 2053,0кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданную от имени Киекбаева Н.М на имя Нургалиева М.В, удостоверенную управляющим делами Администрации СП «Зилаирский сельсовет», недействительной.

Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу:деревня <адрес>., заключенный между Нургалиева М.В действующей от имени Киекбаева Н.М, и Корнева А.И, недействительным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья:                       Янтилина Л.М.