Исковое заявление Арсланова М.М. к ГУ УПФ о включении в трудовой стаж периоды службы в рядах СА, назначение досрочной пенсии по старости



РЕШЕНИЕ 2-551/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2011 г.                                                                г. Баймак

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,

с участием адвоката Исхаковой Ф.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арсланов М.М к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ засчитать в специальный трудовой стаж периодов     службы в рядах Советской Армии, в органах внутренних дел и работы в музыкальной школе, и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента его обращения,

установил:

Арсланов М.М обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязания Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по РБ включить в специальный педагогический стаж периодов:

- службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

-     периодов педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <адрес>,

и назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической работой с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Арсланов М.М указывает, что считает не включение указанных периодов работы в рядах Советской Армии и в органах внутренних дел в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным, указывая, что в указанный спорный период времени действовало утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР и внутренних дел МВД.

Истец указывает, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и определение от 5 ноября 2002 года за №320-) указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Периоды службы в рядах Советской Армии и внутренних дел относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Арсланов М.М указывает, что указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения этого права, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Истец указывает, что в соответствии с ФЗ от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих» период его службы в Советской Армии должен быть засчитан в специальный трудовой стаж.

Истец не согласен с тем, что периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>, не включены в специальный трудовой стаж, так как соблюдены условия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067: на 01.01.2001 г. он имеет стаж педагогической деятельности не менее 16 лет 8 месяцев, то есть 11 лет 4 месяца 3 дня - преподавателем; служба в рядах Советской Армии - 02 года 00 месяцев 02 дня; служба в органах внутренних дел - 04 года 07 месяцев 05 дней; всего - 17 лет 11 месяцев 10 дней. Общий педагогический стаж без учёта периодов службы в рядах Советской Армии и в органах внутренних дел на ДД.ММ.ГГГГ составил 21 год 00 мес.15 дней.

В судебном заседании истец Арсланов М.М и его представитель адвокат Исхакова Ф.Г. исковые требования поддержали полностью, указывая, что не согласны с решением Пенсионного Фонда об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, указывая, что отказ является незаконным, противоречащим законодательству.

дставитель ответчика Хажин Г.Р. исковые требования не признала полностью, указывая, что не согласно по следующим основаниям:

      Согласно Постановлению Совета Министров № 463 от 06.09.1991г., Постановления РФ № 1067 от 22.09.1999 г., постановления правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в специальный педагогический стаж Арсланов М.М включены периоды работы в учреждениях для детей общей продолжительностью 13 лет 00 месяцев 02 дней.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.- преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 00-08-15;

- с     ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 00-03-00;

- с        ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 02-00-19;

- с        ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 07-02-00;

- с ДД.ММ.ГГГГ          по ДД.ММ.ГГГГг.- преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 00-10-13;

- с ДД.ММ.ГГГГ          по ДД.ММ.ГГГГг. - учитель Аминевской средней школы- 01.11.14.

    В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей 25 лет, не представляется возможным включить 14 г.07 мес.21 дней, а именно:          с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.- прохождение службы в составе Вооруженных Сил СССР - 02- 00-02;         с ДД.ММ.ГГГГ      по ДД.ММ.ГГГГг - служба в органах милиции - 04-07-05;         с ДД.ММ.ГГГГ     по ДД.ММ.ГГГГг. - преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>»- 03 г. 04 месяцев 00 дн.; с     ДД.ММ.ГГГГ     по ДД.ММ.ГГГГг.-     преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>»- 03-00-00 дн.; с     ДД.ММ.ГГГГ      по ДД.ММ.ГГГГг. -     преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 00-10-02 дн.; с      ДД.ММ.ГГГГ       по ДД.ММ.ГГГГг. - преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» - 00-10-12 дн.

       Истец обратился в УПФР в <адрес> и <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ

        В соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее. Поэтому, определение права на пенсию Арсланов М.М производилось по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по представленным документам. В соответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.             Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены правила, регулирующие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим непосредственно педагогическую деятельность. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривает включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Ответчик считает, что ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

       Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, с введением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

     Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях » новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношениях само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях » установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. Таким образом, регулирование, закрепленное в п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано не противоречащим Конституции РФ, в том числе ее ст. 18,54,55 и 57 и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятого по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П.       Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».         Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных Сил СССР, засчитывалась при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

       Кроме, того, чтобы засчитать периоды работы Арсланов М.М в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. <данные изъяты>» необходимо учитывать положения п.12 Правил. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

     на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование должностей » и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как следует по представленным документам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, у Арсланов М.М составляет 11 лет 9 месяцев 19 дней.

    Следовательно, законных оснований для включения в специальный стаж периоды работы истца в качестве преподавателя музыкальной школы после ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

          Ответчик считает, что для того, чтобы обязать Управление включить в специальный педагогический стаж периодов службы в армии, милиции нет правовых оснований, так как в соответствии с Положением от 17.12.1959 г. № 1397 периоды службы в армии и органах милиции могли засчитаться в выслугу лет педагогических работников только при условии, что не менее 2/3 требуемого стажа (16 лет 8 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию.

        В данном случае стаж работы Арсланов М.М дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляет 13 лет 00 мес.02 дн., то есть менее 16 лет 8 мес. А для того, чтобы засчитать периоды работы в учреждении дополнительного образования после 01.01.2001 г. необходимо обязательное условие: на 1 января 2001 г. наличие стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 мес. работы.          Необходимостью соблюдения указанных выше условий, при определении прав на досрочные пенсии работников учреждений дополнительного образования, подтвердил и Верховный Суд РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2005 № 25).

         Учитывая то, что стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости у Арсланов М.М составляет 13 лет 00 месяцев 02 дня, а в настоящее время истец продолжает работу в должности и учреждении, которая не может быть засчитана в специальный стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию, ответчик просит в исковых требованиях     о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 периодов службы в составе Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - в органах милиции и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. в МОУ ДОД «Детской музыкальной школе» Арсланов М.М - отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооружённых сил СССР, органах Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Однако, в соответствии с п.4 указанного Положения 1959 года указанные периоды засчитываются при условии, что лицом выработано не менее 2/3 стажа в должностях и учреждениях, работа в которых даёт право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Следовательно, у Арсланов М.М для того, чтобы засчитать указанные периоды в специальный трудовой стаж должно быть не менее 16 лет 8 месяцев работы в должностях и учреждениях, работа в которых даёт право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из материалов, представленных суду, видно, что у него педагогический стаж составляет всего 13 лет 00 месяцев 02 дня, а на ДД.ММ.ГГГГ - 11 лет 9 месяцев 19 дней.

При таких обстоятельствах периоды службы Арсланов М.М в рядах Советской Армии и в органах внутренних дел не подлежат зачёту в специальный стаж.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве преподавателя МОУ ДОД ДМШ им. <данные изъяты> суд находит так же не подлежащими зачёту, поскольку работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 г., в соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781,     засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий:

а) на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

б) у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В данном случае первое условие не выполнено, нет требуемых 16 лет 8 месяцев необходимого педагогического стажа на ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований Арсланов М.М не имеется.

    

                         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Арсланов М.М к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ засчитать в специальный трудовой стаж периодов     службы в рядах Советской Армии, в органах внутренних дел и работы в музыкальной школе, и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента его обращения, оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                                       Янтилина Л.М.