По иску прокурора района в интересах Губайдуллина Г.М. к ГУ УПФ об обязании назначить досрочную пенсию по старости



2-612/2011

                                                      РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2011 г.                                                                      г. Баймак РБ

            Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Кужабаеве М.М.,

с участием прокурора Соболевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баймакского района в интересах Губайдуллина Гаяза Мансуровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак о включении периодов службы в рядах Советской Армии и нахождения в учебных отпусках в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), и о назначении пенсии,

установил:

         Прокурор Баймакского района РБ     обратился в Баймакский районный суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ о признании необоснованным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что Государственным учреждением Управлением пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак РБ ________ по заявлению Губайдуллин Г.М о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ________ вынесено решение об отказе в установлении пенсии ________. Причиной отказа является отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В стаж педагогической деятельности не зачтены следующие периоды: служба Губайдуллин Г.М в рядах Советской Армии с ________ - нахождение в учебном отпуске; с ________ - нахождение на курсах повышения квалификации.

Решением Управления пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак РБ от ________ курсы повышения квалификации были засчитаны в педагогический стаж.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 стаж педагогической деятельности по представленным документам для назначения пенсии на 12.07.2011 составляет 23 года 04 мес. 18 дней. Прокурор считает, что отказ в установлении досрочной пенсии Губайдуллин Г.М является необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона (мужчины при достижении возраста 60 лет, женщины при достижении возраста 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в Вооруженных силах СССР не засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно подпункту «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действовавшего до 01.10.1993г., в период прохождения военной службы Губайдуллиным Гаязом Мансуровичем с 20.10.1985 - по 14,11.1987 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах Милиции. В силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действовавшего до 01.10.1993 г. в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитываются также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Согласно положениям Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Изменение пенсионного законодательства не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. В соответствии с п. 11 Постановления Пленум Верховного суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Из Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 № 2-П следует, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Прокурор указывает, что, учитывая, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию, отрицательное решение вопроса о включении в трудовой стаж Губайдуллин Г.М для назначения досрочной трудовой пенсии периода службы в Вооруженных силах РФ и нахождения в учебном отпуске порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приводит к ограничению конституционного права Губайдуллин Г.М на социальное обеспечение и тем самым нарушает предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору при обращении к нему граждан предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Прокурор просит:

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы Губайдуллин Г.М в рядах Советской Армии с ________

Признать днем возникновения у Губайдуллин Г.М права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью день приема Управлением ПФ РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак первого заявления Губайдуллина У.К. с приложенными документами - ________.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак назначить Губайдуллин Г.М досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня приема первого заявления о назначении пенсии с ________.

В судебном заседании прокурор Соболева Т.Н. и истец Губайдуллин Г.М поддержали данное исковое заявление по изложенным в нём основаниям. При этом от них поступил отказ от иска в части нахождения в учебном отпуске в период с ________

Суд находит возможным принять отказ истца и прокурора от иска в данной части, поскольку это не нарушает прав и охраняемых законом интересов как сторон, так и третьих лиц.

Ответчик в лице юрисконсульта Хажиной Г.Р. исковые требования прокурора Баймакского района РБ не признал полностью, показав, что         Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями прокурора Баймакского района в интересах Губайдуллин Г.М по названному гражданскому делу не согласно в полном объеме и возражает против их удовлетворения по следующим основаниям:

         Пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

          В соответствии с п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 в педагогический стаж засчитывается периоды в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Вышеназванным Списком служба в составе Вооруженных Сил СССР не предусмотрено. В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования. С учетом конституционно- правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление специального стажа, имевшего место до 01.01.2002г., может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. пенсионного законодательства- Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом - при исчислении специального педагогического стажа применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (в отношении периодов работы до 01.11.1999г.) и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. № 79), который применялся в отношении периодов работы после 01.11.1999г. Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР указанными Списками предусмотрены не были. Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление специального стажа либо в соответствии со Списком и Правилами от 29.10.2002г. № 781, либо с учетом Списка от 06.09.1991г. № 463 и Списка от 22.09.1999г. № 1067.       Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждены: «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» не применялось на дату вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., в связи с этим, его нормы не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом Постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004г.      Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Поэтому, ссылка истца на то, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П позволяет при исчислении стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам применять Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397 несостоятельна.

Кроме того, Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003г. № 70 (зарегистрировано в Минюсте 27.11.2003г. № 5284) утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в которых изложен порядок подсчета специального стажа со дня отмены закона или нормативного акта, причем данное Постановление противоречащим Конституции РФ не признано. Согласно этому Постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, иной общественно полезной деятельности, которые учитывались, соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня соответствующего закона или иного нормативно правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет.     В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно- правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

           Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397) учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, время обучения в учебном заведении, засчитывалась при условии если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии (16лет 08 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

         Ответчик указывает, что специальный педагогический стаж Губайдуллин Г.М по представленным документам для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по состоянию на ________ - 23 года 04 месяца 06 дней. Ответчик считает, что законных оснований для зачета истцу в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР не имеется и просит отказать в исковых требованиях прокурора в интересах Губайдуллин Г.М

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению полностью. Период службы истца в рядах Советской Армии подлежит включению в специальный стаж, поскольку большая часть его трудовой деятельности связана с педагогической работой.

Губайдуллин Г.М проходил службу в рядах Советской Армии с ________, то есть в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, согласно которому, в специальный стаж работы засчитывался период службы в составе Вооруженных Сил СССР. Периоду службы в рядах Советской Армии предшествовала и непосредственно за ней шла педагогическая работа.

Учитывая, что на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, то в дальнейшем изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2008г. № 2-В08-7).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 того же ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. На основании ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Суд считает, что Губайдуллин Г.М на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ, то есть на ________, имел достаточный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак Республики Башкортостан №19/д от 12.07.2011 г. об отказе Губайдуллин Г.М в установлении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак засчитать в стаж работы Губайдуллин Г.М, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период службы в рядах Советской Армии с ________.

             Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак РБ назначить     Губайдуллин Г.М досрочную трудовую пенсию по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ________, то есть со дня его обращения в Пенсионный Фонд РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                              Янтилина Л.М.