Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 года г. Баймак РБ Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Янтилиной Л.М., с участием старшего помощника прокурора Баймакского района РБ Соболевой Т.Н., при секретаре Кужабаеве М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Баймакского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан об обязании привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации п.п. 7.1, 7.2 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан, установил: Прокурор Баймакского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Совету муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан об обязании привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации п.п. 7.1, 7.2 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан по тем основаниям, что решением Совета муниципального района Баймакский район РБ № 160 от 12.02.2010 утвержден Порядок оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан. Пунктом 7.1. Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан установлено, что арендатор по согласованию с Администрацией и юридическим лицом, в ведении которого находится муниципальное имущество может передать третьим лицам в субаренду часть или части арендуемого им имущества без проведения торгов в соответствии с законодательством, указанным Порядком и договором аренды. В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Согласно ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ лицу, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, передача в суабренду третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов разрешена не на все виды муниципального имущества, а лишь на права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, и в этой связи Порядок оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в указанной части не соответствует действующему законодательству. На основании изложенного 10.06.2011 на отдельные положения Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан прокурором района внесен протест. 20.06.2011 из Совета муниципального района Баймакский район поступил ответ на протест за № 89, которым необоснованно протест прокурора отклонен. Из ответа Совета муниципального района Баймакский район следует, что «в части 4 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ указано, что лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. В частях 1 и 3 вышеназванной статьи прямо указывается о заключении не только договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, но иных договоров, то есть в данном случае также договоров субаренды». Прокурор указывает на необоснованность доводов Совета муниципального района Баймакский район, считает, что указанным решением Совета муниципального района нарушается основополагающий принцип Конституции, указанный в ст. 34 Конституции, согласно которому каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Прокурор просит обязать Совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан п.п. 7.1 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета муниципального района Баймакский район № 160 от 12.02.2010 привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Обязать Совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан п.п. 7.1 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, утв. Решением Совета муниципального района Баймакский район № 160 от 12.02.2010 изложить в следующей редакции: «арендатор, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам по согласованию с Администрацией муниципального района Баймакский район, без проведения конкурсов или аукционов». В судебном заседании старший помощник прокурора Баймакского района Соболева Т.Н. поддержала исковые требования, просит суд удовлетворить исковые требования прокурора. Представитель ответчика Амиров Р.Р. исковые требования прокурора не признал, показав, что пунктом 3.1. решения Совета №160 от 12.02.2010 г. предусмотрено, что оформление прав пользования муниципальным имуществом предусматривает процедуру предоставления муниципального имущества по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношение муниципального имущества заключается: 1. по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров; 2. без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1. закона о защите конкуренции; 3. без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде муниципальной помощи в порядке, установленной главой 5 ФЗ «О защите конкуренции». Данный пункт решения Совета муниципального района Баймакский район разработан в соответствии ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» Пунктом 7.1. решения Совета №160 от 12.02.2010 г. предусмотрено, что Арендатор по согласованию с Администрацией и юридическим лицом, в ведении (на балансе) которого находится муниципальное имущество, может передать третьим лицам в субаренду часть или части арендуемого им имущества без проведения торгов в соответствии с законодательством, настоящим Порядком и договором аренды. Данный пункт решения Совета разработан в соответствии п. 4 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». Согласно п. 4 вышеназванного закона лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», и составлять более чем двадцать квадратных метров. В части 1 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» указано, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество. Из анализа данных норм следует, что в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлена только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1 и 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» случаев. В соответствии с пунктом 2 ст. 615 ГК РФ арендатор праве с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование. Согласно ч.2 ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма в отношении государственного или муниципального имущества также должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Кроме того, согласно п. 5 Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» от 02.06.2010 г., ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» распространяется на договоры субаренды, перенайма и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, по которым права и обязанности между сторонами возникли с 23.07.2009 - даты вступления в силу ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». При этом, по мнению ФАС России, часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может применяться независимо от того, когда был заключен "основной" договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (при условии его заключения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации), на основании которого заключается договор субаренды, перенайма или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а также независимо от того, какие условия содержатся в вышеуказанном договоре аренды в отношении площади, которую арендатор может передать в субаренду, так как ограничения площади установлены законом. Кроме того, с учетом норм пункта 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции положения части 4 статьи 17.1 указанного закона распространяются на передачу государственного или муниципального имущества собственником, а также государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Более того, Прокуратурой Баймакского района проводилась проверка проекта решения Совета муниципального района Баймакский район «О порядке оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан». Согласно заключению Прокуратуры Баймакского района от 08.02.2010 г. №2д-2010 Прокуратурой Баймакского района было рекомендовано принятию после внесения изменений и дополнений, предложенных прокуратурой. Представитель ответчика указывает, что Совет муниципального района с учетом требований прокуратуры Баймакского района 12.02.2010 г. принял вышеназванный муниципальный правовой акт и просит отказать в удовлетворении требований прокурора. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Требования прокурора, в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Как установлено в судебном заседании, решением Совета муниципального района Баймакский район РБ № 160 от 12.02.2010 утвержден Порядок оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан. Пунктом 7.1. Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан установлено, что арендатор по согласованию с Администрацией и юридическим лицом, в ведении которого находится муниципальное имущество может передать третьим лицам в субаренду часть или части арендуемого им имущества без проведения торгов в соответствии с законодательством, указанным Порядком и договором аренды. Согласно ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: 1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу; 2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации; 3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям; 4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; 5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам; 6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения; 7) для размещения объектов почтовой связи; 8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона; 10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта; 11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); 12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом; 13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Из анализа данных норм закона следует, что права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения можно передавать третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов в случаях, предусмотренных п.п. 1-13 части 1 статьи 17.1 Закона. Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы РФ от 26.02.2009 N ИА/4770 «О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что заключение договоров субаренды, передачи арендованного муниципального имущества в безвозмездное пользование должно осуществляться по результатам проведения торгов. В соответствии с ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ лицу, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, передача в суабренду третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов разрешена не на все виды муниципального имущества, а лишь на права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, и в этой связи Порядок оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в указанной части не соответствует действующему законодательству. С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан об обязании привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации п.п. 7.1, 7.2 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования Прокурора Баймакского района РБ в интересах в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан об обязании привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации п.п. 7.1, 7.2 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакскии район Республики Башкортостан удовлетворить. Обязать Совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан п.п. 7.1 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета муниципального района Баймакский район № 160 от 12.02.2010 привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Обязать Совет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан п.п. 7.1 Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и ведения реестра муниципального имущества муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета муниципального района Баймакский район № 160 от 12.02.2010 изложить в следующей редакции: «арендатор, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам по согласованию с Администрацией муниципального района Баймакский район, без проведения конкурсов или аукционов». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения. Судья: Янтилина Л.М.