гражданское дело по иску Яналина А.М. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак»



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года                                                                            г. Баймак РБ

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кутлубаевой Г.Р., при секретаре Сиражитдиновой А.В., с участием истца Яналина А.М., представителя ответчика Хажиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яналин А.М к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» о признании необоснованным решения об отказе Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж период службы в рядах Советской Армии с ______ года по ______ года.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак с ______ года,

УСТАНОВИЛ:

Яналин А.М обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что он ______ обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Решением Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» от ______ в назначении пенсии отказано в виду отсутствия 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В стаж педагогической деятельности не зачтен период службы Яналин А.М в рядах Советской Армии с ______ по ______ года.

Данное решение считает необоснованным, по тем основаниям, что данный период подлежит включению в педагогический стаж в соответствии со списками, утвержденных постановлением СМ СССР от 17.12.1959года №1397. Просит обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж период его службы в рядах Советской Армии с ______ года по ______ года. Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак с ______ года.

В суде Яналин А.М иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить его по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Хажина Г.Р. С требованиями, изложенными в заявлении, представитель Управление ПФР в Баймакском районе и г.Баймак Хажина Г.Р. не согласилась по следующим основаниям:

Согласно Постановлению Совета Министров № 463 от 06.09.1991г., Постановления РФ № 1067 от 22.09.199 г., постановления правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в специальный педагогический стаж Яналин А.М включены периоды работы в учреждениях для детей общей продолжительностью 23 года 00 месяцев 09 дней.

В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей 25 лет, не представляется возможным включить 02 г.01 мес.21 дней, а именно:

С ______ по ______- прохождение службы в составе Вооруженных Силах.

Истец обратился в УПФР в Баймакском районе и г.Баймак за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 25.08.2011г..

В соответствии с п. I ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее.

Поэтому, определение права на пенсию Яналин А.М производилось по состоянию на ______ года по представленным документам.

Всоответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены правила, регулирующие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим непосредственно педагогическую деятельность.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указаннымиПравилами,применяются Правилаутвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривает включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, с ведением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях » новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношениях само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях » установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии.

Таким образом, регулирование, закрепленное в п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано не противоречащим Конституции РФ, в том числе ее ст. 18,54,55 и 57 и может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотренияКонституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П.

Их разрешение не может быть осуществлено     путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость

формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций,связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, представитель ответчика Хажина Г.Р. считает, что никаких законных оснований для зачета истцу в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР не имеется. Управлением Пенсионного фонда в Бймакском районе и г.Баймак правомерно отказано Яналин А.М в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не соблюдены. Ответчик полагает, что при разрешении данного спора подлежит применению Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, как содержащий специальные нормы. Просит в иске Яналин А.М отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с данными, добытыми на суде, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Яналин А.М ______ обратился в управление пенсионного фонда РФ по РБ в Баймакском районе и в г.Баймаке с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления пенсионного фонда РФ по РБ в Баймакском районе и в г.Баймаке от ______ Яналин А.М отказано в назначении пенсии с формулировкой об отсутствии требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В решении указано, что стаж педагогической деятельности по представленным, для назначении пенсии документам, на ______. составляет 23 года 00 месяцев 09 дней.

В стаж педагогической деятельности не зачтен период службы в рядах Советской Армии с ______ года по ______ года.

Как следует из военного билета Яналин А.М в период с ______ года по ______ года проходил службу в рядах Советской Армии.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

В силу ст.27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 данного закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1067 выслуга, дающая право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 01 ноября 1999года подлежала определению по Списку 1991года, (постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. за № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991года), а с 1 ноября 1999 года по списку 1999года, (постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г.№781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанных выше Списках период службы в рядах Советской Армии не предусмотрен.

Но согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г.№953 установлено, что с 01 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. за №1397 не применяется.

Однако до принятия Закона РФ от 20 ноября 1990года «О Государственных пенсиях» в педагогический стаж служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее, и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению в ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004г.№2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Следовательно, право на включение периода службы Яналин А.М в рядах Советской Армии с ______ года по ______ года приобретенного на основании постановления СМ СССР от ______ года не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ.

При зачете указанных периодов установленное Положением 1959 года условие о том, что не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию у Яналин А.М соблюдается.

Условие о том, что для включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж необходимо, чтобы службе непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность данным Положением не предусмотрено.

В соответствии с изложенным суд считает отказ ответчика о включении в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию период службы Яналин А.М в рядах Советской Армии с ______ года по ______ года является незаконным и необоснованным, приходит к выводу, что указанный период подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

День обращения Яналин А.М в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии ______.. Педагогический стаж Яналин А.М на день подачи заявления с учетом периодов подлежащих включению составляет более 25 лет в связи с чем суд находит, что подлежат удовлетворению также требования об обязании ответчика назначить Яналин А.М досрочную трудовую пенсию по старости. Пенсия подлежит назначению со дня обращения с заявлением с ______

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Яналин А.М удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак» засчитать в специальный трудовой стаж Яналин А.М период службы в рядах Советской Армии с ______ по ______ года.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и городе Баймак назначить Яналин А.М досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и городе Баймак - с ______.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Р. Кутлубаева