Гражданское дело по исковому заявлению Салихова З.Х. к Управлению Пенсионного Фонда



2-926/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2011 г. г. Баймак РБ

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салихов З.Х к Управлению Пенсионного Фонда РФ в РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по РБ засчитать в специальный трудовой стаж периодов работы в должности секретаря комсомольской организации, в должности председателя профкома, службы в рядах Советской Армии и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента его обращения,

установил:

Салихов З.Х обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ о признании необоснованным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж периодов:         

С 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождение службы в составе Вооруженных Силах;

С     03.09.1984 по 16.09.1985 г. - период работы в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____;

С 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Истец указывает, что он обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 18.10.2011 года, однако решением от 26.10.2011 года ему было отказано в назначении пенсии, мотивируя отказ тем, что указанные периоды не являются периодом педагогической деятельности, предусмотренной п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Салихов З.Х., не согласившись с решением Управления Пенсионного Фонда РФ, указывает в обоснование своих исковых требований на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, суть которой, сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы, и, что возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397. Салихов З.Х. указывает, что в соответствии с постановлением №2-П от 29 января 2004 года возможно применение постановления СМ СССР №1397 от 17.12.1959 года, а потому указанные выше периоды его работы должны включаться в стаж для назначения досрочной пенсии. Просит признать необоснованным решение об отказе ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж с 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождение службы в составе Вооруженных Силах; с 03.09.1984 по 16.09.1985 г. - период работы в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____; с 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан с 18 октября 2011 года.     

В судебном заседании Салихов З.Х своё исковое заявление поддержал полностью по изложенным выше основаниям.

Ответчик исковые требования Салихов З.Х не признал полностью, показав, что Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Баймакском районе и г.Баймак РБ с заявленными исковыми требованиями Салихов З.Х о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, периодов работы: с 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождение службы в составе Вооруженных Силах;с 03.09.1984 по 16.09.1985 г. - период работы в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____; с 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса не согласилась по следующим основаниям:

В соответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.

         В соответствии с п. 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены правила, регулирующие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим непосредственно педагогическую деятельность.

       При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ.

      Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривает включение периодов военной службы в армии в стаж работы, и работа на выборных должностях дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

     Ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. ответчик считает несостоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

       Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, с ведением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

      Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях » новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношениях само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях » установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии.

     Таким образом, регулирование, закрепленное в п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано не противоречащим Конституции РФ, в том числе ст. 18,54,55 и 57 и может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

         Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П.

      Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

         Ответчик считает, что Управлением Пенсионного фонда в Баймакском районе и г.Баймак правомерно отказано Салихов З.Х в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не соблюдены. Ответчик полагает, что, не нарушая принципа правовой определенности и общеправового принципа соотношения, общих и специальных норм, при разрешении данного спора подлежит применению законодательство, регулирующее пенсионные правоотношения - Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, как содержащий специальные нормы и просит в исковых требованиях Салихов З.Х отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Салихов З.Х обоснованны и подлежат удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Салихов З.Х 18 октября 2011 года обратился в ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан от 26 октября 2011 года Салихов З.Х отказано в назначении пенсии с формулировкой об отсутствии требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В решении указано, что стаж педагогической деятельности по представленным для назначения пенсии документам, на 21 октября 2011 составляет 20 лет 04 месяца 21 день.

В стаж педагогической деятельности не зачтен период с 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождение службы в составе Вооруженных Силах; с 03.09.1984 по 16.09.1985 г. - период работы в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____; с 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Как следует из материалов дела, истец в период с 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождил службу в Советской Армии; с 03.09.1984 по 16.09.1985 г. - работал в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____; с 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - работал в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

Записи в трудовой книжке подтверждают, что большая часть трудовой деятельности Салихов З.Х связана с педагогической работой.

В соответствии со ст.28 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» отдельным категориям граждан предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ №173 списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии п.п.7-13 п.1ст.28 правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 был утверждён список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991 года).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а так же были утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1067 выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 1 ноября 1999 года, подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года по списку 1999 года.

В данных списках работа на выборных должностях в партийных, комсомольских органах, общественных органах и служба в рядах Советской Армии отсутствует.

Но согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях; работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет; служба в составе Вооружённых Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. за №1397 не применяется.

Учитывая, что согласно ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и ухудшающих условия для приобретения пенсионных прав, противоречит Конституции РФ, не может быть признан законным отказ Пенсионного Фонда засчитать в специальный стаж этот период. Согласно Постановлению №2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Следовательно, возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397, а потому в специальный стаж Салихов З.Х, дающий ему право на досрочное назначение пенсии, подлежат включению периоды с 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождение службы в составе Вооруженных Силах; с 03.09.1984 по 16.09.1985 г. - период работы в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____; с 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Большая часть трудового стажа Салихов З.Х, а именно 20 лет 04 месяца 21 день, связана с педагогической деятельностью, то есть более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет.

Согласно п.п.а, б, в, г п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях; работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет; служба в составе Вооружённых Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Указанные периоды, которые не были зачтены ответчиком в специальный стаж, суд находит подлежащими зачёту, поскольку в тот период действовало указанное Положение, требованиям которого соответствует работа, которую выполнял истец.

Истца, работавшего учителем начальной военной подготовки, избрали освобождённым секретарём комитета ВЛКСМ, то есть была выборная комсомольская работа.

Период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса является выборной работой в профсоюзной организации.

Служба в Советской Армии так же подлежит зачёту, так как согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в рядах Вооружённых Сил СССР (п.п.в п.1). Доводы ответчика, что службе в Советской Армии должна была непосредственно предшествовать и непосредственно следовать за ней педагогическая работа, суд находит несостоятельными, поскольку такое требование имеется лишь относительно времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.

Согласно представленным материалам дела, Салихов З.Х обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в РБ в Баймакском районе и г. Баймаке, 18 октября 2011 года, имея при этом необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», стаж и представив необходимые для этого документы. Именно, рассмотрев данное заявление, ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии. Суд считает, что требования о назначении досрочной трудовой пенсии с 18 октября 2011 года обоснованны и подлежат удовлетворению, а потому Решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного Фонда РФ в Баймакском районе и г. Баймак об отказе в установлении пенсии Салихову З.Х. от 26 октября 2011 года является необоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак в назначении Салихов З.Х досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Управление пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймак засчитать в специальный трудовой стаж периоды: с 12.05.1980 по 31.05.1982 г.- прохождение службы в составе Вооруженных Силах; с 03.09.1984 по 16.09.1985 г. - период работы в должности секретаря комсомольской организации в колхозе _____; с 02.01.1989     по      31.07.1990 г. - период работы в должности председателя профкома в _____ райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ по Баймакскому району и г. Баймака назначить Салихов З.Х досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

                                                                     Судья: Янтилина Л.М.