Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года г. Баймак РБ Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Янтилиной Л.М., при секретаре Хисматуллиной З.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аралбаев Ф.Ф к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л: Аралбаев Ф.Ф обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ УПФ РФ) в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан своим решением от 25.10.2011 отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя отказ тем, период службы в рядах Советской Армии не является периодом педагогической деятельности, предусмотренной п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан не зачло в общий стаж педагогической деятельности период времени, в течение которого истец проходил службу в рядах Советской Армии, то есть с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года. Истец считает, что данное решение неправомерно, так как указанный период подлежит включению в педагогический стаж в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Просит признать необоснованным решение об отказе ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж период службы в рядах Советской Армии с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан с 19 октября 2011 года. На судебном заседании Аралбаев Ф.Ф иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить его по вышеизложенным основаниям. Представитель ответчика Хажина Г.Р. иск не признала полностью по тем основаниям, что согласно Постановлению Совета Министров № 463 от 06.09.1991г., Постановлению РФ № 1067 от 22.09.1999 г., постановления правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в специальный педагогический стаж Аралбаев Ф.Ф включены периоды работы в учреждениях для детей общей продолжительностью 23 года 02 месяцев 02 дня. В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей 25 лет, не представляется возможным включить 02 г.01 мес. 25 дней, а именно: с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года - прохождение службы в составе Вооруженных Силах. Истец обратился в УПФР в Баймакском районе и г.Баймак за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 22.09.2011 г. В соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на нее. Поэтому, определение права на пенсию Аралбаев Ф.Ф производилось по состоянию на 19.10.2011 года по представленным документам. В соответствии с нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены правила, регулирующие порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим непосредственно педагогическую деятельность. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в которых приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривает включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Ответчик считает, что ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, с введением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке. Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях » новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношениях само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях » установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. Ответчик указывает, что регулирование, закрепленное в п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано не противоречащим Конституции РФ, в том числе ее ст. 18,54,55 и 57 и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, в Определении Конституционного суда от 16.07.2008г. № 610-О-О, принятому по запросу ПФР об официальном разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в частности о возможности применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397, указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Представитель ответчика считает, что никаких законных оснований для зачета истцу в специальный стаж педагогической деятельности спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР не имеется и в удовлетворении исковых требований истцу просит отказать. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с данными, добытыми на суде, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В ходе судебного разбирательства установлено, что Аралбаев Ф.Ф 19 октября 2011 года обратился в ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Баймакском районе и г.Баймак Республики Башкортостан от 25 октября 2011 года Аралбаев Ф.Ф отказано в назначении пенсии с формулировкой об отсутствии требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В решении указано, что стаж педагогической деятельности по представленным для назначения пенсии документам, на 19 октября 2011 составляет 23 года 02 месяца 02 дня. В стаж педагогической деятельности не зачтен период службы в рядах Советской Армии с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года. Как следует из военного билета Аралбаев Ф.Ф, истец в период с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года проходил службу в рядах Советской Армии. Данный факт ответчиком не оспаривается. В силу ст.27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» отдельным категориям граждан предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 данного Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1067 выслуга, дающая право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей до 01 ноября 1999 года подлежала определению по «Списку профессий и должностей…», утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 за № 463, а с 1 ноября 1999 года по «Списку профессий и должностей…», утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В указанных выше Списках период службы в рядах Советской Армии не предусмотрен. Однако Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №953 установлено, что с 01.10.1993 на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 20.11.1990 «О Государственных пенсиях» в педагогический стаж служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась. Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действия нормативно-правовых актов, принятых позднее, и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению в ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, пенсионные права граждан, приобретших их в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Следовательно, право на включение периода службы Аралбаев Ф.Ф в рядах Советской Армии с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года приобретенного на основании постановления СМ СССР №1397 от 17.12.1959 года не может быть аннулировано последующими постановлениями Правительства РФ. При зачете указанных периодов установленное Положением 1959 года условие о том, что не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, у Аралбаев Ф.Ф соблюдается. В соответствии с изложенным суд считает, что отказ ответчика о включении в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию период службы Аралбаев Ф.Ф в рядах Советской Армии с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года является незаконным и необоснованным, приходит к выводу, что указанный период подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. День обращения Аралбаев Ф.Ф в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии - 19 октября 2011 года. Педагогический стаж Аралбаев Ф.Ф на день подачи заявления с учетом периодов, подлежащих включению составляет более 25 лет, в связи с чем суд находит, что подлежат удовлетворению также требования об обязании ответчика назначить Аралбаев Ф.Ф досрочную трудовую пенсию по старости. Пенсия подлежит назначению со дня обращения с заявлением, то есть с 19 октября 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан об отказе Аралбаев Ф.Ф в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать необоснованным. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан засчитать в специальный трудовой стаж Аралбаев Ф.Ф период службы в рядах Советской Армии с 21 апреля 1980 года по 16 июня 1982 года. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан назначить Аралбаев Ф.Ф досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи заявления в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан - с 19 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Башкортостан со дня вынесения. Судья: Янтилина Л.М.