Дело №5-24\2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12 сентября 2011 года г. Баймак РБ Судья Баймакского районного суда Республики Башкортостан Искандаров А.Ф., при секретаре Кулбулдиной З.А., с участием помощника прокурора Баймакского района Михайлова Е.А., участника ООО «Илсебика Тау» ___, директора ООО «Илсебика Тау» Хайбуллиной Л.Р., специалиста-эксперта Сибайского территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Кашкарова Ш.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Илсебика Тау», расположенного по адресу: ___, УСТАНОВИЛ: Постановлением прокурора Баймакского района РБ в отношении ООО «Илсебика Тау» возбуждено производство об административном правонарушении по ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях по тем основаниям, что 24.08.2011 помощником прокурора Баймакского района Михайловым Е.А. совместно со специалистом-экспертом Сибайского территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Кашкаровым Ш.С. проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Илсебика Тау». В ходе проверки выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: недостаточный набор производственных цехов; имеющиеся производственные цеха используются не по назначению; отсутствует маркировка производственных столов, кухонного инвентаря; в выборочном цехе на одном производственном столе производится разделка вареной готовой продукции и сырой продукции; в мясном цехе производится разделка сырого мяса, первичная обработка и хранение овощей; контроль за температурным режимом холодильного оборудования не ведется, отсутствуют термометры контроля температурного режима, не ведется соответствующий журнал регистрации температурного режима холодильного оборудования; нарушается товарное соседство при хранении готовой и сырой продукции различного вида; над плитами (газовые, электрические) отсутствуют вытяжные зонты; приготовление блюд производится накануне вечером с нарушением сроков реализации (рыба жаренная под сыром, голубцы, бульон, гуляш, борщ, виноград); не соблюдается режим мытья посуды, не вывешена инструкция мытья посуды; кухонный инвентарь хранится неупорядоченно, не на рабочих столах, а где попало; отсутствуют плафоны закрытого типа на точках электроосвещения; производственные помещения используются для жилья работниками ООО «Илсебика Тау»; неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние во всех производственных помещениях; не назначены санитарные дни уборки производственных помещений; из 12 работников ООО «Илсебика Тау» медицинский осмотр не пройден всеми; отсутствуют сертификаты соответствия на продукцию. В баре ООО «Илсебика Тау» имеется для реализации пивная продукция с истекшим сроком реализации. На судебном заседании помощник прокурора Баймакского района Михайлов Е.А. и специалист-эксперт Сибайского территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Кашкаров Ш.С. пояснили, что проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Илсебика Тау» была проведена 24.08.2011 года, по результатам проверки прокурором района вынесено в отношении ООО «Илсебика Тау» вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Нарушения, выявленные в ходе проверки 24.08.2011 года на сегодняшний день полностью не устранены и создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии. На устранение выявленных нарушений, по мнению специалиста-эксперта Сибайского территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Кашкарова Ш.С., руководству ООО «Илсебика Тау» потребуется не менее одного месяца, так как необходимо выполнить перепланировку помещений, отселить людей, переоборудовав занимаемое ими помещение под производственный цех, подведя к нему горячую воду. Директор ООО «Илсебика тау» Хайбуллина Л.Р. и участник данного Общества ___ в суде факт административного правонарушения полностью признали, пояснив, что все указанные в акте проверки и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.08.2011 недостатки действительно имеют место в ООО «Илсебика Тау», на сегодняшний день ими приняты меры по медосмотру работников Общества, монтажу плафонов закрытого типа на точках электроосвещения. Работники ООО «Илсебика Тау» проживают в отдаленных деревнях Баймакского района, своего жилья в городе не имеют, поэтому им предоставлено место для проживания в производственных цехах Общества. В настоящее время возможностями для их отселения руководство Общества не располагает. Просили не приостанавливать деятельность Общества, а ограничиться наложением административного штрафа, обещав указанные нарушения устранить самостоятельно, не приостанавливая производственной деятельности. Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что деятельность ООО «Илсебика Тау» подлежит приостановлению на срок 90 суток, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, исследовав материалы дела, прихожу к следующему. Уставом ООО «Илсебика Тау» установлено, что ООО «Илсебика Тау» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в своей продукции (работе, услугах) и получения прибыли; ООО «Илсебика Тау» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Для реализации целей и задач ООО «Илсебика Тау» осуществляет деятельность по розничной торговле пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах. Пунктом 9.1. устава ООО «Илсебика Тау» установлено, что к компетенции директора относятся вопросы руководства текущей деятельностью общества. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения на основании ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Положениями ст.ст. 11, 13 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить. Частью 3 ст. 13 указанного выше Федерального закона и п.15.2 Санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов № 2.3.6.1066-01 (далее по тексту - СП № 2.3.6.1066-01), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.1 СП № 2.3.6.1066-01 разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. СП № 2.3.6.1066-01 распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 6.2. указанных СП № 2.3.6.1066-01 все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Использование ртутных термометров для контроля работы холодильного оборудования не допускается. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и (или) системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима. Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ст. 19) предусмотрено, что хранение и перевозка пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. В соответствии с Санитарными нормами и правилами (далее - СанПиН) № 2.3.2.1324-03, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.05.2003, для пищевых продуктов, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, или приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачивается пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности в определенном законодательством Российской Федерации порядке. СанПиН № 2.3.2.1324-03 установлено, что срок годности пищевого продукта определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого пищевой продукт пригоден к использованию, либо даты, до наступления которой пищевой продукт пригоден к использованию. Период времени (дата), в течение которого (до наступления которой) пищевой продукт пригоден к использованию, следует определять с момента окончания технологического процесса его изготовления и он включает в себя хранение на складе организации-изготовителя, транспортирование, хранение в организациях продовольственной торговли и у потребителя после закупки. Положениями санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья № 2.3.6.1079-01 (далее - СП № 2.3.6.1079-01), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.11.2001, в частности п.п. 4.5., 4.15., 5.1., 5.2., 5.11.-5.15., 6.5., 6.6., 6.18., 6.21., 7.8., 7.27., 7.28., 8.1., 8.4., 8.14., 9.5., 9.6., 13.1.-13.3. установлено; Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм. Обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах. В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия. Допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен хранится раздельно. Колода для разруба мяса устанавливается на крестовине или специальной подставке, скрепляется металлическими обручами, ежедневно по окончании работы зачищается ножом и посыпается солью. Периодически по мере необходимости колоду спиливают и обстругивают. После каждой технологической операции разделочный инвентарь (ножи, доски и др.) подвергают санитарной обработке: механической очистке, мытью горячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой. Хранят инвентарь в специально отведенном месте. При приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов. Приготовление блюд, кулинарных и кондитерских изделий осуществляется персоналом организации общественного питания, имеющим гигиеническую подготовку. Не рекомендуется привлекать персонал для одновременного осуществления работ в рамках различных технологических процессов по обработке пищевых продуктов. Картофель и корнеплоды хранят в сухом, темном помещении; капусту - на отдельных стеллажах, в ларях; квашеные, соленые овощи - в бочках, при температуре не выше 10 град. C. Плоды и зелень хранят в ящиках в прохладном месте при температуре не выше 12 град. C. Замороженные овощи, плоды, ягоды хранят в таре поставщика в низкотемпературных холодильных камерах. Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. Готовность изделий из рыбного фарша и рыбы определяется образованием поджаристой корочки и легким отделением мяса от кости в порционных кусках. Блюда, содержащие рыбу, морепродукты или иные продукты животного происхождения в сыром виде, должны производиться в стационарных организациях общественного питания. Блюда не подлежат хранению и должны готовиться непосредственно перед раздачей по заказу посетителей. Запрещается оставлять на следующий день: - салаты, винегреты, паштеты, студни, заливные блюда, изделия с кремом и др. особо скоропортящиеся холодные блюда (кроме тех видов, сроки годности на которые пролонгированы органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке); - супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре; - мясо отварное порционированное для первых блюд, блинчики с мясом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы; - соусы; - омлеты; - картофельное пюре, отварные макароны; - напитки собственного производства. В исключительных случаях, с обязательной отметкой, оставшуюся пищу необходимо охладить и хранить при температуре 4 +/- 2 град. C не более 18 ч. Перед реализацией охлажденная пища дегустируется, после чего вновь подвергается тепловой обработке (кипячение, жарка на плите или жарочном шкафу) с повторной дегустацией. Срок реализации пищи после вторичной тепловой обработки не должен превышать одного часа. Свежеприготовленная пища не должна смешиваться с остатками от предыдущего дня. Чистые кухонную посуду и инвентарь хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола. Чистую столовую посуду хранят в закрытых шкафах или на решетках. Чистые столовые приборы хранят в зале в специальных ящиках-кассетах, ручками вверх. Хранение их на подносах россыпью не разрешается. Кассеты для столовых приборов ежедневно подвергают санитарной обработке. В моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств. Для освещения производственных помещений и складов применяются светильники во влагопылезащитном исполнении. На рабочих местах не должна создаваться блесткость. Люминесцентные светильники, размещаемые в помещениях с вращающимся оборудованием (универсальные приводы, кремовзбивалки, тестомесы, дисковые ножи), должны иметь лампы, устанавливаемые в противофазе. Светильники общего освещения размещаются равномерно по помещению. Светильники не размещаются над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру. Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола. Не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка и дезинфекция. При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация помещений. Для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно. По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов выделяется специальный персонал. Уборщицы должны быть обеспечены в достаточном количестве уборочным инвентарем, ветошью, моющими и дезинфицирующими средствами. В организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. Выпускники высших, средних и специальных учебных заведений в течение первого года после их окончания допускаются к работе без прохождения гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать: - продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность; - мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; - рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства; - непотрошеную птицу (кроме дичи); - яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца; - консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; - крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями; - овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили; - грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые; - пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; - продукцию домашнего изготовления. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия) согласно ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ. Кроме объяснений участников процесса по делу факт совершения административного правонарушения подтверждается также актом проверки от 24.08.2011, согласно которому в ООО «Илсебика Тау» выявлены следующие нарушения: недостаточный набор производственных помещений; имеющиеся производственные помещения используются не по назначению, отсутствует маркировка производственных столов, кухонного инвентаря, в варочном цехе на одном производственном столе производится разделка и сырой и готовой продукции; в мясном цехе производится разделка мяса и хранение и обработка овощей; в холодильниках не проводится контроль температурного режима, нарушается товарное соседство при хранении готовой и сырой продукции различного вида, приготовление продуктов производится накануне вечером, с нарушением сроков реализации, не соблюдается режим мытья столовой и кухонной посуды, не вывешена инструкция по мытью посуды; кухонный инвентарь хранится неупорядоченно - где попало; отсутствуют плафоны закрытого типа на точках электроосвещения; в баре выявлено наличие напитков с истекшим сроком реализации; производственные помещения используются для проживания работниками ООО «Илсебика Тау»; неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние во всех производственных помещениях, не назначены санитарные дни; из 12 работников ООО «Илсебика Тау» ни одним не пройдет медосмотр; для организации розлива пивной продукции используется кислородный баллон, установленный с нарушением техники безопасности в коридоре пищеблока; отсутствуют сертификаты соответствия на продукцию. Доказательства отсутствия возможности соблюдения вышеперечисленных санитарно-эпидемиологических требований на судебном заседании не представлены. Согласно ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Факт угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии нашел своё подтверждение в ходе судебного заседания и не был опровергнут доводами представителей ООО «Илсебика Тау». С учетом установленных в судебном заседании и изложенных выше обстоятельств, суд считает, что менее строгий вид административного наказания, чем приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10,29.11, 32.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Илсебика Тау» привлечь к административной ответственности по ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления эксплуатации помещения ООО «Илсебика Тау», расположенного по адресу: ___, на срок шестьдесят суток, то есть до 11 ноября 2011 года. Поручить Баймакскому межрайонному подразделению службы судебных приставов исполнение настоящего постановления, наложив на руководство ООО «Илсебика Тау» обязательство не осуществлять деятельность данного Общества в помещении, расположенном по адресу: ___ а также закрыв путем опечатывания (наложения пломб) центральный вход этого же помещения. Постановление исполнить немедленно после вынесения. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения копии постановления. Судья: Искандаров А.Ф.