Решение от 16.07.2012 года по делу № 2-259/2012 год



Дело № 2-259/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2012 года                                                                                                   с. Байкалово

Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лошкарёвой О.В.

с участием помощника прокурора Байкаловского района Губиной А.А.,

представителя ответчика администрации МО Краснополянское сельское поселение Карпова В. В., действующего на основании доверенности от 16.07.2012 года,

при секретаре Язовских Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-259/2012 по иску прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение зарегистрировать в установленном законом порядке переход права собственности на дорогу,

УСТАНОВИЛ :

           Прокурор Байкаловского района Свердловской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение зарегистрировать в установленном законом порядке переход права собственности на дорогу, ссылаясь, что в ходе проведенной проверки по поручению прокуратуры Свердловской области о непринятии уполномоченными органами дорог в муниципальную собственность установлено, что на территории Краснополянского сельского поселения находятся объекты улично-дорожной сети <адрес> - 7,0 км, <адрес> - 2,0 км, подъезд к <адрес> - 0,8 км, <адрес> - 5,0 км, подъезд к <адрес> - 3,0 км, подъезд к <адрес> - 2,0 км, <адрес> 3,7 км, <адрес> (подъезд)- 1,3 км, которые предназначены для движения автомобильного транспорта и являются улично-дорожной сетью. Указанные дороги в реестр муниципальной собственности муниципального образования Краснополянское сельское поселение включены, в реестре муниципальной собственности числятся, но не зарегистрировано право собственности, а право муниципальной собственности должно быть зарегистрировано в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке. Бездействие органа местного самоуправления по исполнению указанных обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, не отслеживается техническое состояние дорожного покрытия, в результате чего в случае неисправности дорожного покрытия (обрушения, снежного затора и т.д.) могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью для участников дорожного движения.

           В судебном заседании участвующая в деле помощник прокурора Байкаловского района Губина А.А. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, просит обязать Администрацию муниципального образования Краснополянское сельское поселение зарегистрировать в установленном порядке переход права собственности на дорогу.

           Представитель Администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение Карпов В.В., исковые требования признал, письменно подтвердив свое признание иска.

           Выслушав участвующего в деле помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора является обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу п. 10 ст.6 указанного Закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. При рассмотрении дела судом установлено, что на территории Краснополянского муниципального образования находится объект улично-дорожной сети, в реестре муниципальной собственности числится, но не зарегистрировано право собственности.

           Таким образом, поскольку спорная автомобильная дорога расположена в границах Краснополянского муниципального образования, она не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также не является частной автомобильной дорогой, то она является в силу ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственностью Администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение.

           В соответствии с п. 5 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезд, автомобильные дороги, набережные, парки, скверы, сады, бульвары, водные объекты и другие объекты) не подлежат отчуждению. Часть 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. Кроме того, ч.1 ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

           В соответствии с п. 5 ст. 45 Устава муниципального образования «Краснополянского сельского поселения» учет и ведение реестра имущества муниципального района осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

           В подп. 5 п.1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Согласно п.2, 3 ст. 45 Устава управление имуществом муниципального района осуществляется администрацией поселения в порядке, установленном Думой муниципального района. Имущество, отнесенное к муниципальной казне муниципального района в порядке, установленной Думой муниципального района, содержится уполномоченным органом местного самоуправления

           Таким образом, установлено, что Администрация муниципального образования Краснополянское сельское поселение не исполняет предусмотренную законодательством обязанность по оформлению права муниципальной собственности в органе государственной регистрации на объект улично-дорожной сети.

           Суд приходит к выводу, что не исполнение указанной обязанности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.

           В силу ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

           Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.

           Согласно ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в числе прочего, относятся:

- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

           Частью 18 статьи 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведение классификации автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.

           В соответствии с п.6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767) классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

           Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150) определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (диагностика), требованиям технических регламентов.

           Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.п.2 и 3 указанного Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150).

           Таким образом, оформление на автомобильную дорогу права муниципальной собственности повлечет обязанность органа местного самоуправления, как собственника дороги, провести оценку ее технического состояния на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, и в случае не соответствия дороги указанным условиям привести ее в надлежащее состояние.

           Поскольку спорная автомобильная дорога используется неопределенным кругом лиц, то не оформление на нее права муниципальной собственности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

           Кроме того, содержание автомобильной дороги осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что не оформление права муниципальной собственности органом местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

           Администрация муниципального образования Краснополянское сельское поселение не исполняет обязанность, как собственника, оформить право муниципальной собственности на автомобильную дорогу в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

           При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

           В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

           С учетом длительности процедуры оформления права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным установить срок до 01 июля 2013 года.

           

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

           Обязать Администрацию муниципального образования Краснополянское сельское поселение оформить право муниципальной собственности на объект улично-дорожной сети - автодорога <адрес> - д. Яр - 7,0 км, <адрес> - 2,0 км, подъезд к <адрес> - 0,8 км, <адрес> - 5,0 км, подъезд к <адрес> - 3,0 км, подъезд к <адрес> - 2,0 км, <адрес> 3,7 км, <адрес> (подъезд)- 1,3 км, в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в срок до 01 июля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Свердловский областной суд.

.

. Судья :                                                                                         О.В.Лошкарёва.