Решение от 27.07.2011 г. по делу № 2-104/2011 об обязании согласовать плату за негативное воздействие на окружающую среду и взыскании задолженности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Тээли 27 июля 2011 года

Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Куулар А.М., при секретаре Ондар О.А., с участием помощника прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Ондар О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Монгуш Р.К. в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» к Муниципальному общеобщеобразовательному учреждению Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна об обязании согласовать в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и за 1 квартал 2011 года и о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бай-Тайгинского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» к Муниципальному общеобщеобразовательному учреждению Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа об обязании согласовать в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и за 1 квартал 2011 года и о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что проведенной прокуратурой Бай-Тайгинского района в порядке надзора проверкой соблюдения Муниципальным общеобразовательным учреждением Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна (далее – МОУ Кызыл-Дагская СОШ) законодательства в сфере охраны окружающей среды в части своевременной оплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что в нарушение требований Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», МОУ Кызыл-Дагская СОШ расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и за 1 квартал 2011 года на согласование не представил. Кроме того, МОУ Кызыл-Дагская СОШ, являясь субъектом платежей за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в виде сбросов загрязняющих веществ, имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 30129 рублей

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Бай-Тайгинского района Ондар О.Ю. полностью поддержав исковое заявление, уточнила исковые требования, просила обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагскую среднюю общеобразовательную школу согласовать в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и 1 кв. 2011 г., взыскать с МОУ Кызыл-Дагская СОШ задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года в размере 30129 рублей., из них 20 % в федеральный бюджет – 6028, 80 руб., 40% в бюджет Республики Тыва – 12051,6 руб., 40% в бюджет муниципального района « Бай-Тайгинский кожуун РТ» - 12051,60 руб.

В отношении ответчика суд рассматривает дело в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п.1 ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Согласно п. 4.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000), плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

Как усматривается из материалов дела, в связи с проведением прокуратурой Бай-Тайгинского района проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды, 13 мая 2011 года и.о. прокурора Бай-Тайгинского района М.М. Оюн направил требование руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ предоставить список учреждений, расположенных на территории Бай-Тайгинского района, имеющих задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду и не согласовавших плату за негативное воздействие на окружающую среду.

На указанное требование прокурора руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ направлены сведения об организациях и учреждениях, не согласовавших плату за негативное воздействие на окружающую среду и имеющих задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, среди которых значится МОУ Кызыл-Дагская СОШ.

Таким образом, суд считает, что в судебном заседании нашло подтверждение нарушение ответчиком федерального законодательства об охране окружающей среды и вышеуказанных Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и наличие задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно положениям ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 20%, в доход бюджета субъектов РФ – по нормативу 40%, в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов – по нормативу 40%.

Суд учитывает, что распределение регулирующих доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации регулируется бюджетным законодательством и не относится к обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Указанное распределение производится органами, осуществляющими кассовое обслуживание соответствующего бюджета.

В соответствии с требованиями ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным Бюджетным кодексом.

Таким образом, сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо взыскать в полном объеме единым платежом в пользу территориального органа Федерального казначейства – Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, которое в свою очередь согласно ст. 166.1 БК РФ в последующем производит распределение поступления между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке.

Суд согласился с указанием прокурора в исковом заявлении на то, что Муниципальным общеобразовательным учреждением Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа нарушается федеральное законодательство об охране окружающей среды в части несогласования и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет невнесение платы в бюджеты трех уровней, ущемляя при этом интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Бай-Тайгинского района, поскольку считает, что невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и им был подан иск в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в соответствии с п.п.1,3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1903, 87 рублей <данные изъяты> в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Монгуш Р.К. в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» к Муниципальному общеобразовательному учреждению Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна об обязании согласовать в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и за 1 квартал 2011 года и о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна согласовать в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и за 1 квартал 2011 года.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года в размере 30129 (тридцать тысяч сто двадцать девять) рублей в пользу Управления Федерального казначейства по Республике Тыва.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского кожууна государственную пошлину в размере 1903 (одной тысячи девятьсот три) рублей 87 копеек в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Бай-Тайгинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда принято 01 августа 2011 года.

Председательствующая А.М. Куулар