решение об обязании разработать и принять Программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение Хурала представителей проект решения финансового обеспечения по реализации Программы в местный бюджет



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Тээли 07 декабря 2011 года

Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего - судьи Калзан С.В., при секретаре Ондар О.А., с участием заместителя прокурора Бай-Тайгинского района Бузыкаева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бай-Тайгинского района Монгуш Р.К. в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации <данные изъяты> об обязании разработать и принять Программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение Хурала представителей <данные изъяты> проект решения финансового обеспечения по реализации Программы в местный бюджет на 2012 год,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бай-Тайгинского района Монгуш Р.К. обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации <данные изъяты> об обязании разработать и принять Программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение Хурала представителей <данные изъяты> проект решения финансового обеспечения по реализации Программы в местный бюджет на 2012 год, указывая, что прокуратурой Бай-Тайгинского района в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на территории Бай-Тайгинского района. Результаты проверки свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией <данные изъяты> своих полномочий по обеспечению безопасности населения на транспорте. В силу требований ст.ст. 2 и 3 Федерального Закона от 02.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одним из принципов обеспечения транспортной безопасности является взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (далее – Программа). Программа определяет принципы создания комплексной системы, порядок реализации Программы, её ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на её реализацию. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности. Первый этап реализации Программы позволит обеспечить формирование комплексной системы и реализацию первоочередных мероприятий. На втором этапе планируется осуществить развертывание комплексной системы и дальнейшее её развитие. Программа формируется по приоритетным направлениям, определенным с учетом необходимости максимально эффективного распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели. Реализация Программы предусматривает координацию действий и объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры. Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального Закона «О транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией <данные изъяты> комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте не создана. Районная Программа отсутствует. В местном бюджете района денежные средства на мероприятия по обеспечению безопасности населения на транспорте не предусмотрены. Финансовые затруднения не могут служить оправданием и основанием для нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность в транспортной инфраструктуре.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Бай-Тайгинского района Бузыкаев А.В. полностью поддержал иск прокурора по указанным в нем основаниям и мотивам.

Суд рассматривает данное гражданское дело в отсутствие ответчика, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ в соответствии с которым, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 02.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ст.3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; непрерывность; интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (далее – Программа), утвержденная в редакции распоряжений Правительства РФ от 20.12.2010 N 2341-р, от 02.08.2011 N 1372-р, от 01.11.2011 N 1905-р) определяет принципы создания комплексной системы, порядок реализации Программы, её ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на её реализацию. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности. Первый этап реализации Программы позволит обеспечить формирование комплексной системы и реализацию первоочередных мероприятий. На втором этапе планируется осуществить развертывание комплексной системы и дальнейшее её развитие. Программа формируется по приоритетным направлениям, определенным с учетом необходимости максимально эффективного распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели. Реализация Программы предусматривает координацию действий и объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.

Целью Программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального Закона «О транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.

На первом этапе (до 31 марта 2012 г.) наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства будут оснащены специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими уменьшение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.

На втором этапе (до 31 декабря 2012 г.) будут созданы основные компоненты комплексной системы, разработаны новые инженерно-технические средства, завершены основные мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов и грамотности населения.

До <данные изъяты> будут завершены формирование и создание комплексной системы, выстраивание основных элементов, создание нормативно-правовой базы обеспечения транспортной безопасности.

В последующем планируется осуществить корректировку мероприятий Программы с учетом реального положения в области обеспечения безопасности населения на транспорте, обеспечить дальнейшее развитие комплексной системы в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

В ч.2 вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации указан: Федеральным органам исполнительной власти - заказчикам Программы совместно с Минфином России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию Программы исходя из того, что объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на 2010 - 2013 годы составляет 46749,2 млн. рублей.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией <данные изъяты> комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте не создана. Районная Программа отсутствует. В местном бюджете района денежные средства на мероприятия по обеспечению безопасности населения на транспорте не предусмотрены. Финансовые затруднения не могут служить оправданием и основанием для нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность в транспортной инфраструктуре.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным, требование прокурора к администрации <данные изъяты> подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского района Монгуш Р.К. в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации <данные изъяты> об обязании разработать и принять Программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение Хурала представителей <данные изъяты> проект решения финансового обеспечения по реализации Программы в местный бюджет на 2012 год, удовлетворить.

Обязать администрацию <данные изъяты> разработать и принять Программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение Хурала представителей <данные изъяты> проект решения финансового обеспечения по реализации Программы в местный бюджет на 2012 год.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва через Бай-Тайгинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Калзан С.В.