о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону



Дело 2-743/2010 г.РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2010 года

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Вольтер Г.В.,

при секретаре Шаумаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шавриной Г.А. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,

УСТАНОВИЛ:

Шаврина Г.А. обратилась в суд с иском, которым просит признать за ней право собственности на земельный участок № ХХХ с кадастровым номером ХХХ в садоводческом товариществе «ХХ» в порядке наследования по закону.

При этом истица указала, что 01 ХХХХ 2010 года умер её муж – Ш.С.Л. Нотариус приняла от неё заявление для ведения наследственного дела, и выдала ей свидетельство на ? долю квартиры. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство в виде указанного земельного участка нотариус отказала, в связи с тем, что в кадастровой выписке муж не указан как собственник земельного участка. Наследниками первой очереди после смерти мужа являются она и сын – Шаврин С.С., который отказался от наследства в её (Шавриной Г.А.) пользу.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, просила дело рассмотреть в её отсутствие с участием представителя А.Ж.Э.

Представитель истицы по доверенности А.Ж.Э. в судебном заседании поддержала требования своей доверительницы в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что муж истицы не предавал большого значения оформлению документов, поэтому не зарегистрировал свое право собственности на земельный участок в установленном законом порядке. Шаврина Г.А. и её сын Шаврин С.С. являются единственными наследниками первой очереди после смерти Ш.С.Л., поскольку родители Ш.С.Л. умерли.

Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, в связи с чем, на основании положения ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав пояснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ш.С.Л. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью ХХХ кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, садоводческое товарищество «ХХХ», участок № ХХ.

Данное обстоятельство подтверждается: решением малого совета Багратионовского районного совета народных депутатов Калининградской области, согласно которому земельный участок площадью ХХ га был предоставлен членам садово-огородного общества «ХХХ» в собственность; архивной выпиской, согласно которой Ш.С.Л. являлся членом садово-огородного общества «ХХХ», и владел участком № ХХ, площадью ХХХ га.; свидетельством на право собственности на землю от 15 ХХХХ 1992 года, выданным комитетом по земельным ресурсам Багратионовского района Калининградской области, согласно которому Ш.С.Л. принадлежал участок № ХХ, площадью ХХХ га.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25 ХХХ 2010 года и сведениям из Управления Росреестстра по Калининградской области от 18 ХХХ 2010 года в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированном праве на земельный участок с кадастровым номером ХХХ.

Как пояснила в судебном заседании представитель истицы, Ш.С.Л. не предавал большого значения оформлению документов, поэтому не зарегистрировал свое право собственности на земельный участок в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация ранее возникшего права на земельный участок в упрощенном порядке возможна при одновременном наличии следующих условий: земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до 30 октября 2001 года; земельный участок предоставлен в строго определенных целях: для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; земельный участок был предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права; поставлен вопрос о регистрации права собственности, а не иного права.

Основания для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок предусмотрены ч. 2 ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": акт о предоставлении земельного участка, свидетельство о праве на земельный участок, выписка из похозяйственной книги в отношении участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, факт того, что Ш.С.Л. не было получено свидетельство о регистрации права собственности, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку такое свидетельство является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом, и в случае обращения при жизни Ш.С.Л. не могло быть отказано в регистрации права собственности на земельный участок.

Согласно свидетельству о смерти I-РЕ № ХХХ Ш.С.Л. умер 01 ХХХ 2010 года.

В соответствии с положением п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как следует из материалов наследственного дела № ХХХ к имуществу умершего 01 ХХХ 2010 года Ш.С.Л., завещания Ш.С.Л. не оставил.

Согласно положению ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

То обстоятельство, что Ш.С.Л. являлся супругом Шавриной Г.А. подтверждается свидетельством о браке I-РК № ХХХ, согласно которому Киселевой Г.А. после заключения брака была присвоена фамилия мужа - Шаврина.

В судебном заседании нашёл подтверждение факт того, что Шаврина Г.А. и её сын Шаврин С.С. являются единственными наследниками первой очереди после смерти Ш.С.Л., поскольку, как пояснила в судебном заседании представитель истицы, родителей наследодателя нет в живых.

Согласно требованию ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Как установлено судом, после смерти Ш.С.Л. его жена Шаврина Г.А. приняла наследство, оставшееся после смерти мужа.

Так, из материалов наследственного дела № ХХХ к имуществу умершего 01 ХХХ 2010 года Ш.С.Л. следует, что его супруга Шаврина Г.А. получила свидетельства о праве на наследство по закону в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: Калининградкая область, Багратионовский район, п.ХХХ, дом ХХ, кв.ХХ, а также на ? долю в праве общей долевой собственности на денежный вклад.

Таким образом, судом установлено, что Шаврина Г.А. приняла наследство, оставшееся после смерти Ш.С.Л. во всей его массе, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии с положением ч. 1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.

Согласно имеющимся материалам наследственного дела № ХХХ к имуществу умершего 01 ХХХ 2010 года Ш.С.Л., сын наследодателя Шаврин С.С. отказался от наследства, оставшегося после смерти отца, в пользу матери – Шавриной Г.А.

Таким образом, поскольку истица приняла наследство, оставшееся после смерти мужа во всей его массе, а Шаврин С.С. отказался от наследства в пользу Шавриной Г.А., суд находит её требования о признании за ней права собственности на участок № ХХ в садоводческом товариществе «ХХХ» подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Шавриной Г.А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью ХХ кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, садоводческое товарищество «ХХХ», участок № ХХ, в порядке наследования по закону.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2010 года.

Судья: (подпись) Г.В.Вольтер

Копия верна. Судья: Г.В.Вольтер

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 11 сентября 2010 года