о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающей назначить трудовую пенсию по старости



Дело № 2-382/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 18 августа 2010 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Жогло С.В.,

при секретаре Фроловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сидорова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области о признании отказа в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, проработавшему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, неправомерным.

В обоснование исковых требований Сидорова Н.А. указала, что с 1982 года по 2000 год она проживала и работала в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. 17.06.2009 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии как лицу, имеющему требуемый стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих хозяйственную деятельность работодателя истицы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Сидорова Н.А. считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области в досрочном назначении ей трудовой пенсии неправомерным, поскольку не имеется ее вины в том, что ее работодатели при ликвидации или прекращении деятельности не передали на хранение документацию, подтверждающую свою хозяйственную деятельность.

Впоследствии Сидорова Н.А. изменила исковые требования и просила возложить на Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области обязанность включить периоды ее работы с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. и с 01.01.1998 г. по 02.10.2000 г. в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с учётом которого может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, назначить ей трудовую пенсию по старости с 01.05.2007 г. и произвести ее выплату с этой же даты.

В судебном заседании истица Сидорова Н.А. исковые требования поддержала и дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области Медведева М.А. исковые требования не признала, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих ведение работодателями Сидоровой Н.А. в спорные периоды времени финансово-хозяйственной деятельности в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом ЗАО «ХХХ» было зарегистрировано в Республике Калмыкия, не относящейся к указанным районам. В судебных прениях представитель пенсионного органа на основании исследованных в судебном заседании доказательств признала наличие оснований для включения периода работы Сидоровой Н.А. с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. в консорциуме «ХХХ» в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 данного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Из трудовой книжки Сидоровой Н.А. следует, что с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. она работала в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциум «ХХХ», реорганизованном в ООО и ТОО, а с 01.01.1998 г. по 02.10.2000 г. в ЗАО «ХХХ».

При этом свою трудовую деятельность в указанные периоды времени Сидорова Н.А. осуществляла в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. №1029, Ханты-Мансийский автономный округ отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

17.06.2009 г. Сидорова Н.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

На данное заявление Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе письмом от 28.09.2009 г. сообщило Сидоровой Н.А. об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости по указанному основанию, в связи с отсутствием требуемого стажа ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом пенсионный орган отказал Сидоровой Н.А. в зачислении периодов ее работы с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и с 01.01.1998 г. по 02.10.2000 г. в ЗАО «ХХХ» в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность указанных предприятий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и на то обстоятельство, что ЗАО «ХХХ» было зарегистрировано в Республике Калмыкия.

Оценивая правомерность и обоснованность данного решения пенсионного органа, суд приходит к следующим выводам.

Факт работы Сидоровой Н.А. в период с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и в период с 01.01.1998 г. по 02.10.2000 г. в ЗАО «ХХХ» подтвержден трудовой книжкой Сидоровой Н.А., которая в силу статьи 66 Трудового кодекса РФ и пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и трудового стажа работника.

Также сведения, содержащиеся в трудовой книжке Сидоровой Н.А., объективно подтверждаются справками о доходах Сидоровой Н.А. в спорные периоды времени, из которых видно, что в данные периоды времени Сидорова Н.А. имела доход в виде заработной платы в связи с осуществлением ею трудовой деятельности соответственно в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и ЗАО «ХХХ».

Отсутствие документов, подтверждающих осуществление в спорные периоды времени Совместным межхозяйственным производственно-строительным предприятием – консорциумом «ХХХ» и ЗАО «ХХХ» финансово-хозяйственной деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на что ссылается пенсионный орган, как обстоятельство, не зависящее от истицы, не лишает ее права на досрочное назначение ей трудовой пенсии на основании доказательств, исследованных судом, признанных достаточными для разрешения настоящего спора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы могут быть установлены на основании показаний свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

На этом основании судом в порядке исполнения судебного поручения были допрошены в качестве свидетелей Р.Ю.В. и З.В.А., знающие Сидорову Н.А. по совместной работе в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и Ч.А.Н., знающий Сидорову Н.А. по работе в ЗАО «ХХХ».

Данные свидетели подтвердили осуществление Сидоровой Н.А. трудовой деятельности в спорные периоды времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на условиях трудового договора в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и ЗАО «ХХХ».

При этом у свидетелей Р.Ю.В. и З.В.А. судом были истребованы документы, подтверждающие факт их работы совместно с Сидоровой Н.А. у одного работодателя в спорный период времени.

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что в период времени с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. Сидорова Н.А. работала в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ», а в период с 01.01.1998 г. по 02.10.2000 г. - в ЗАО «ХХХ», осуществляя трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Само по себе то обстоятельство, что ЗАО «ХХХ» было зарегистрировано в Республике Калмыкия, не относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, на что ссылался представитель ответчика, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и не может ограничивать права Сидоровой Н.А. на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости, поскольку, находясь в трудовых отношениях с ЗАО «ХХХ», фактически она осуществляла трудовую деятельность в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа, отнесенного к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе обязанности включить периоды работы Сидоровой Н.А. с 09.08.1990 г. по 25.12.1996 г. в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и с 01.01.1998 г. по 02.10.2000 г. в ЗАО «ХХХ» в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Стаж работы Сидоровой Н.А. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с учетом включенных в него спорных периодов работы, а также ее возраст, рассчитанный с уменьшением установленного законом 55-летнего возраста на основании абзаца 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и страховой стаж являются достаточными для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Сидорова Н.А., считая, что имеет право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости на основании данной нормы закона, 17.06.2009 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости.

На данное заявление письмом от 28.09.2009 г. Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе сообщило Сидоровой Н.А. об отсутствии оснований для включения спорных периодов ее работы в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Не согласившись с данным решением Управления Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе, за разрешением возникшего спора Сидорова Н.А. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Как установлено судом, на день обращения Сидоровой Н.А. в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии по старости (17.06.2009 г.) ее возраст, стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Север, и ее страховой стаж были достаточными для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, на день обращения Сидоровой Н.А. в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии по старости (17.06.2009 г.) она имела право на досрочное назначение ей трудовой пенсии в соответствии с указанной нормой закона.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии) (пункт 1); днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из указанных требований закона следует, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, осуществляемого путем его обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что на Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе должна быть возложена обязанность назначить Сидоровой Н.А. трудовую пенсию по старости с 17.06.2009 г., то есть со дня обращения за нею.

С этой же даты должна производиться и выплата Сидоровой Н.А. трудовой пенсии.

Иное противоречило бы требованиям статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Кроме того, при разрешении данного спора суд исходит также из гарантированного государством гражданину своевременного пенсионного обеспечения, учитывая при этом, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39).

Требование Сидоровой Н.А. о назначении ей трудовой пенсии с 01.05.2007 г., то есть со дня достижения ею 50-летнего возраста, со ссылкой при этом на положения подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд находит не основанным на законе.

Согласно данной норме закона женщинам, достигшим возраста 50 лет, трудовая пенсия по старости может быть назначена досрочно, если они проработали не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем, стаж работы Сидоровой Н.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 13 лет 9 месяцев, то есть менее требуемых 20 лет.

Трудовая пенсия по старости подлежит назначению Сидоровой Н.А. досрочно с уменьшением установленного законом 55-летнего возраста на основании абзаца 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Кроме того, как отмечено выше, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Однако такового обращения Сидоровой Н.А. в пенсионный орган 01.05.2007 г. не поступало.

Таким образом, суд находит исковые требования Сидоровой Н.А. подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сидоровой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области включить периоды работы Сидоровой Н.А. с 09 августа 1990 года по 25 декабря 1996 года в Совместном межхозяйственном производственно-строительном предприятии – консорциуме «ХХХ» и с 01 января 1998 года по 02 октября 2000 года в ЗАО «ХХХ» в стаж ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области назначить Сидоровой Н.А. трудовую пенсию по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17 июня 2009 года и произвести выплату трудовой пенсии с указанной даты.

В удовлетворении исковых требований Сидоровой Н.А. о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ в Багратионовском районе Калининградской области обязанности назначить ей трудовую пенсию по старости с 01 мая 2007 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2010 г.

Судья: (подпись) С.В.Жогло

Копия верна. Судья: С.В.Жогло

Решение вступило в законную силу 31 августа 2010 года.