Об оспаривании решения должностного лица



Дело 2-586/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 года

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Вольтер Г.В.,

при секретаре Матросовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баласиева Э. М.-о. об оспаривании решения должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Баласиев Э. М.-о обратился в суд с вышеназванным заявлением, которым просит признать незаконными действия должностного лица – начальника ФБУ ИК-Х УФСИН РФ по Калининградской области, выразившиеся в изъятии у него чая и кофе, устранить допущенное нарушение его прав и устранить препятствие к осуществлению его прав в дальнейшем.

В обоснование требований Баласиев Э.М.-о. указал, что он содержится в ФБУ ИК-Х УФСИН по Калининградской области. Х июля 2010 года он был помещен в строгие условия содержания особого режима (СУС ОР). Х марта 2011 года около 10 часов утра начальник отдела безопасности майор ХХХ совместно с другими сотрудниками изъяли у него кофе и чай, которые он приобрел Х марта 2011 года через магазин ФБУ ИК-Х. Никто его не предупредил, что чай и кофе не положены или будут не положены с Х марта 2011 года. ХХХ при изъятии чая и кофе сослался на письмо начальника УФСИН по Калининградской области полковника ХХХ № 40/ТО/С-6 от 14 марта 2011 года, согласно которому осужденные СУС ОР, проживающие в помещениях камерного типа, приравниваются к осужденным, водворенным в виде взыскания в ПКТ, а следовательно, им кофе и чай не положены.

После изъятия чая и кофе, заместитель начальника ФБУ ИК-Х по воспитательной работе ХХХ, а также и.о. прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ХХХ и следователь прокуратуры ХХХ дали такие же разъяснения. Впоследствии никто ему не восстановил стоимость потраченных средств на покупку чая и кофе, а также не предложил произвести замену приобретенного товара на другой по фактической стоимости затраченного. В дальнейшем им был получен ответ № 40/ТО/Б-28, в котором начальник УФСИН России по Калининградской области ХХХ ссылаясь на Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения (Приказ Минюста РФ № 205 ПВР ИУ) сообщает вновь, что осужденным, находящимся в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, приобретение и хранение чая и кофе запрещается. Вместе с тем, в письме указывалось, что кофе и чай у него не изымались. В связи с изложенным, считает, что действия сотрудников ФБУ ИК-Х, Х марта 2011 года по изъятию у него кофе и чая, а также у остальных осужденных СУС ОР – незаконными.

В судебное заседание Баласиев Э.М.-о. не явился, о времени и месте слушания дела извещен, отбывает наказание в ФБУ ИК-Х УФСИН РФ по Калининградской области.

Представитель ФБУ ИК-Х УФСИН РФ по Калининградской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель заинтересованного лица - УФСИН России по Калининградской области Матисон С.Ю. в судебном заседании с заявлением Баласиева Э.М.-о. не согласился, пояснив, что в УФСИН России по Калининградской области было рассмотрено обращение Баласиева Э.М.-о. от Х июня 2011 года, осуждённого Х ноября 2008 года ХХХ районным судом Калининградской области по ст. 161 ч.2 п. «г» УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима; начало срока Х июня 2008 года, конец срока Х июня 2012 года, на условия содержания в ФБУ ИК-Х, поступившее из УФСИН России, на действия администрации исправительного учреждения в части изъятия чая и кофе у осуждённых особого режима, переведённых в строгие условия отбывания наказания и содержащихся в помещениях камерного типа.

Ранее, 07 апреля 2011 года, Баласиев Э.М. уже обращался по данному вопросу в адрес УФСИН России по Калининградской области (исх. № Х).

Х апреля 2011 года для проверки доводов заявителя сотрудниками УФСИН совместно с представителями Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области был организован выезд в ФБУ ИК-Х. В ходе него осуждённому в устной форме были разъяснены условия содержания осуждённых, отбывающих уголовные наказания в строгих условиях в колонии особого режима.

В соответствии с ч.1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статья 82 УИК РФ). Таким документом в настоящее время являются Правила внутреннего распорядка ИУ, утверждённые Приказом Минюста России от 03.11.2005 года № 205 (далее ПВР ИУ)

Согласно части 3 статьи 125 УИК РФ осуждённые, отбывающие уголовное наказание в строгих условиях в колониях особого режима, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств указанных в части второй статьи 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семисот рублей; иметь два краткосрочных свидания в течение года; получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

В Приложении № 1 ПВР ИУ перечислен перечень предметов, продуктов питания, который осуждённым запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Вместе с тем в Примечании к Перечню в пункте 2 указано, что осуждённым, находящимся в помещении камерного типа (ПКТ), ЕПКТ, в одиночных камерах колоний особого режима, а также переведённым на строгий режим в тюрьмах не разрешается приобретение и хранение чая, кофе.

На момент проверки, осуждённый Баласиев Э.М.о., будучи признанным начальником учреждения злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, Х июня 2010 года решением административной комиссии, правомерно переведён в строгие условия отбывания наказания. Проживание данной категории осуждённых предусмотрено в помещениях камерного типа, где приобретение, хранение чая и кофе запрещено.

Х марта 2011 года в период с 09 часов 30 минут до 10 часов 00 минут на территории изолированного участка строгих условий отбывания наказания особого режима в помещениях камерного типа сотрудниками дежурных смен отдела безопасности ФБУ ИК-Х был произведён обыск. В ходе обыска в личных вещах осуждённых были изъяты запрещённые предметы, в том числе чай общим весом 12 кг 860 грамм (Б.С.А. – 460 гр, С.В.А. – 200 гр; К.П.В. – 10 кг 500 гр; Ш.И.Ю. – 1,0 кг; Л.В.Н. – 600 гр; Б.Е.А. –100 гр.).

По результатам обыскных мероприятий сотрудниками ФБУ ИК-Х были составлены необходимые документы (Акты №, № Х-Х).

У осуждённого Баласиева Э.М.о. ничего не изымалось.

Начальником ФБУ ИК-Х было принято решение о передаче изъятого чая на хранение на склад учреждения. В дальнейшем, в случае перевода осуждённых из строгих в обычные условия отбывания наказания, чай был бы возвращён владельцам.

Х4 марта 2011 года начальник отряда старший лейтенант внутренней службы ХХХ всем осуждённым, у кого был изъят чай, выдал квитанции (№, № Х-Х).

В своей жалобе Баласиев Э.М.-о указывал, что Х марта 2011 года приобрёл через магазин учреждения по безналичному расчёту продукты питания, в том числе чай и кофе. В ходе проверки установлено, что осуждённым в этот день действительно приобретались продукты питания и табачные изделия на сумму 600 (шестьсот) рублей. Перечень товаров и сумма израсходованных денежных средств указаны в корешке чека № Х от Х.03.2011 года. Чай и кофе в этот день им не приобретались. Согласно «Карточке учёта свиданий осуждённого, получения посылок и передач», хранящейся у младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФБУ ИК-Х на посту КДС, осуждённым Баласиевым Э.М.о. от родственников Х июня 2010 года была получена ценная бандероль, а Х апреля 2011 года передача. В перечне вещей, поступивших от родственников чая и кофе не было. По результатам проверки заявителю Х апреля 2011 года был направлен ответ № Б-Х. Нарушений законности со стороны сотрудников дежурной смены в части изъятия чая у осуждённых находящихся на строгих условиях особого режима не установлено.

Представитель заинтересованного лица - Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области ХХХ с заявлением Баласиева Э.М.-о также не согласился, пояснив, что УИК РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (ст. 4); определяет режим в исправительных учреждениях, как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 83); делегирует полномочия утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерству юстиции Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3 ст. 82). Министерство юстиции РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, Приказом от 03 ноября 2005 года № 205 утвердило по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 14 ноября 2005 года за № 7161, официально опубликованы в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 21 ноября 2005 года № 47. Пункты 154, 155 Правил и пункт 2 примечаний к приложению №1 к этим правилам определяют особенности условий содержания осужденных, подвергнутых мерам взыскания, в помещениях камерного типа, ЕПКТ, одиночных камерах, которые отличаются от общих условий содержания осужденных в исправительных учреждениях. Такое правовое регулирование соответствует закрепленным в ч.1 ст. 127 УИК РФ. Таким образом, при буквальном толковании п.2 к приложению №1 названных правил следует исходить из фактического содержания нормы закона. То есть, осужденным, содержащимся в строгих условиях колонии особого режима, запрещается хранение чая и кофе. Ограничения распространяются на осужденных, переведенных в одиночные камеры, в предусмотренном законом порядке. При этом следует исходить из позиций, что осужденные, находящиеся в строгих условиях и одиночных камерах колонии особого режима, обеспечиваются питанием по установленным нормам, в состав которого входит определенное количестве чая независимо от запрета на приобретение и хранение чая и кофе.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно требованию ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом от 3 ноября 2005 года N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" Министерством юстиции Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).

Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прошли государственную регистрацию в Минюсте России 14 ноября 2005 года, регистрационный номер 7161, опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 47, 21 ноября 2005 года.

Как следует из материалов данного гражданского дела, осуждённый Баласиев Э.М.о., будучи признанным начальником учреждения злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, Х июня 2010 года решением административной комиссии переведён в строгие условия отбывания наказания.

В Приложении № 1 ПВР ИУ перечислен перечень предметов, продуктов питания, который осуждённым запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

В Примечании к указанному Перечню в пункте 2 указано, что сужденным, находящимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ, в одиночных камерах колоний особого режима, а также переведенным на строгий режим в тюрьмах, не разрешается приобретение и хранение чая, кофе.

В своем заявлении Баласиев Э.М.-о. указывает, что Х марта 2011 года сотрудниками ФБУ ИК-Х у него были изъяты чай и кофе, которые были им приобретены Х марта 2011 года.

Однако, из корешка чека № Х от 16 марта 2011 года следует, что чай и кофе в этот день Баласиевым Э.М.-о. не приобретались.

Также, согласно «Карточке учёта свиданий осуждённого, получения посылок и передач» осуждённым Баласиевым Э.М.о. от родственников июня 2010 года была получена ценная бандероль, а апреля 2011 года передача. В перечне вещей, поступивших от родственников, чая и кофе не было

Кроме того, как следует из представленных суду документов, в ходе обыска в личных вещах осужденных были изъяты запрещенные предметы, в том числе чай общим весом 12 кг 860 грамм (Б.С.А.- 460 гр., С.В.А.- 200 гр, К.П.В.- 10500 гр., Ш.И.Ю.- 1,0 кг, Л.В.Н.- 600 гр., Б.Е.А.- 100 гр.).

У осужденного Баласиева Э.М.-о. ничего не изымалось.

Таким образом, при рассмотрении заявления Балаисева Э.М.-о. судом не установлено того обстоятельства, что оспариваемые действия сотрудников ФБУ ИК- УФСИН России по Калининградской области по изъятию чая и кофе у осужденного Баласиева Э.М.-о. имели место, в связи с чем, суд находит заявление Баласиева Э.М-.о. не подлежащим удовлетворению.

Действия же сотрудников ФБУ ИК- УФСИН России по Калининградской области по изъятию чая и кофе у остальных осужденных были совершены в пределах их полномочий, указанные действия соответствуют Приказу Министерства юстиции от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Баласиева Э. М.-о. об оспаривании действий должностных лиц ФБУ ИК-Х УФСИН России по Калининградской области по изъятию чая и кофе - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2011 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья: Вольтер Г.В.

Секретарь: Матросова О.А.

Решение вступило в законную силу 07 августа 2011 года.

Судья: Вольтер Г.В.