признание права собственности



Дело Номер обезличен /2010 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баево марта 2010 г.

Баевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Козлова Е.А.,

при секретаре Кулага Е.И.,

с участием истцов А., А., А., представителей ответчика М., С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску А., А., А. к администрации Баевского района Алтайского края, СПК «Русь» о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

А., А., А. обратились в суд с иском к администрации Баевского района Алтайского края, СПК «Русь» о признании права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения на том основании, что постановлением администрации Баевского района Алтайского края от 17 марта 1995 года № 27 «О предоставлении земельного участка гражданину А. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства А.» А. был представлен земельный участок площадью 94 га, из них сельхозугодий 94 га, в том числе: 51 га пашни, 27 га сенокосов, 16 га пастбищ, расположенный в совхозе «Баевский», бригада № 1 Баевского отделения II поля 3 кормового севооборота. Этим же постановлением был утвержден состав крестьянского хозяйства: глава крестьянского (фермерского) хозяйства А., члены крестьянского (фермерского) хозяйства: А., А., А.. Крестьянское (фермерское хозяйство) было зарегистрировано в комитете по управлению госимуществом администрации Баевского района Алтайского края, рег. № 58.

12 июля 1995 года был составлен акт отвода земельного участка в натуре. Составлена выкопировка земельного участка из земель совхоза «Баевский» крестьянскому хозяйству А.

1 июля 1999 года умерла Агаркова А.С., являющаяся членом крестьянского (фермерского) хозяйства А.

Земельная доля, с которой она вступила в члены крестьянского хозяйства, принадлежавшая А., перешла в собственность юридического лица на основании ст. 15 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Наследники А. в крестьянское хозяйство по поводу денежной компенсации не обращались, она не выплачивалась. В Единый государственный реестр юридических лиц были внесены соответствующие изменения о составе крестьянского хозяйства, участниками указаны 3 человека А., А., А.

16.05.2002 года межрайонной ИМНС России № 24 по Алтайскому краю юридическому лицу «Крестьянское хозяйство А.» выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. 19.12.2002 года межрайонной ИМНС России № 24 по Алтайскому краю юридическому лицу «Крестьянское хозяйство А.» выдано свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года.

9 апреля 2007 года юридическое лицо «Крестьянское хозяйство А.» по решению регистрирующего органа снято с учета в налоговом органе.

22 февраля 2008 года земельный участок сельскохозяйственного назначения, был поставлен на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю с кадастровым номером 22:03:010601:0986 с указанием площади участка 940000 +- 678,71 кв. м, с местоположением, установленным относительно ориентира край Алтайский район Баевский с. Баево на территории муниципального образования «Баевский сельсовет», расположенного в границах участка, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.

Для определения правового статуса указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения и его рационального использования истцы просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому, на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 940000 +- 678,71 кв. м, с местоположением, установленным относительно ориентира край Алтайский район Баевский с. Баево на территории муниципального образования «Баевский сельсовет», расположенного в границах участка, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 22:03:010601:0986.

В судебном заседании истцы А. настаивают на удовлетворении своих исковых требований, по изложенным в заявлении основаниям, А. и А. от своего имени поручили выступать А., который суду показал, что в 1995 году им было организовано крестьянское хозяйство. Из земель сельскохозяйственного назначения, находившихся в землях совхоза «Баевский», для организации крестьянского хозяйства им передали в собственность 94 га сельхозугодий, пашню, сенокосы, пастбища. Со своими земельными участками в его крестьянское хозяйство вошли его бабушка А., отец А. и мать А. Постановлениями администрации Баевского района № 27 и 28 от 17.03.1995 года приняты решения о передаче земельных участков в собственность, организации крестьянского хозяйства, на местности был в натуре выделен земельный участок, крестьянское хозяйство было зарегистрировано. 1 июля 1999 года умерла А., земельный участок в тех же границах остался в крестьянском хозяйстве, никто за компенсацией доли А. не обращался. ИМНС в связи с выбытием одного из членов крестьянского хозяйства внесла соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. Членами крестьянского хозяйства остались только истцы. Крестьянское хозяйство продолжало существовать до апреля 2007 года, когда было снято с учета в ИМНС, в связи с прекращением деятельности. Земельный участок граничит с землями СПК «Русь» и землями администрации Баевского района.

С целью возобновления сельхозпроизводства истцы просят признать за каждым из них право общей долевой собственности в равных долях, по 1/3 доли каждому, на указанный земельный участок.

СПК «Русь», Тюменцевский отдел по Баевскому району Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, их представители в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому суд рассматривает дело без их участия.

Представители ответчика администрации Баевского района Алтайского края М., С. подтвердили, что земельный участок бывшего крестьянского хозяйства А. граничит с землями СПК «Русь» и землями администрации Баевского района. Полагают, что администрация Баевского района в случае использования не по назначению указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение 3 лет вправе ставить вопрос о его изъятии. Однако указанный срок не истек, они не возражают против удовлетворения исковых требований, полагают, что требования А. подлежат удовлетворению.

Выслушав истцов, представителей ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Приказами по совхозу «Баевский» № 14, 15, 16, 17 от 14 февраля 1995 года для ведения крестьянского хозяйства из земель совхоза «Баевский» А., А., А., А. выделены в натуре земельные паи, актом от 12 июля 1995 года земельный участок отведен в натуре, проведена его экспликация.

Постановлениями администрации Баевского района Алтайского края № 27, 28 от 17 марта 1995 года им в собственность переданы земельные участки в связи с организацией крестьянского хозяйства, за крестьянским хозяйством А. на праве собственности зарегистрирован земельный участок сельхозугодий площадью 94 га. Крестьянское хозяйство А. за № 58 зарегистрировано комитетом по управлению государственным имуществом администрации Баевского района Алтайского края.

Свидетельством межрайонной ИМНС России № 24 по Алтайскому краю 22 № 000260141 подтверждается постановка на учет в налоговом органе в качестве юридического лица крестьянского хозяйства А. 05.07.1995 года, зарегистрированного постановлением администрации Баевского района № 27 от 17.03.1995 года.

Свидетельством межрайонной ИМНС России № 24 по Алтайскому краю 22 № 001969381 подтверждается его внесение в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года и регистрация администрацией Баевского района 17 марта 1995 года за № 58.

На основании ст. 18 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанными выше документами подтверждается право собственности истцов на земельный участок, переданный в собственность крестьянского хозяйства

Копией свидетельства о смерти подтверждается, что один из членов крестьянского хозяйства – А. умерла 1 июля 1999 года.

На основании действовавшего в то время законодательства ч.1, 3 ст. 15 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»: ч. 1 имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.

Ч. 3 при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.

Истцы показали, что после смерти А., земельный участок в тех же границах остался в крестьянском хозяйстве, никто за компенсацией доли А. не обращался. ИМНС в связи с выбытием одного из членов крестьянского хозяйства внесла соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. Их утверждение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, копиями свидетельств о рождении, заключении брака подтверждается, что А. приходилась матерью А. и бабушкой А., следовательно, они на основании ст. 1142 ГК РФ являются её наследниками первой очереди по закону и по праву представления соответственно.

Таким образом, до прекращения деятельности крестьянского хозяйства принадлежащий ему земельный участок остался без изменения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 9 апреля 2007 года в него внесены сведения об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.

На основании ч. 1, 4 ст. 9 ФЗ от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Представленными истцами А. доказательствами подтверждается, что орган местного самоуправления, согласно действовавшему на тот момент законодательству, передал им в собственность земельный участок земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 94 га, данные решения имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании ст. 18 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со ст. 254 ГК РФ ч. 1 раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

2. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.

Истцы просят определить их доли в земельном участке равными, то есть по 1/3 доли земельного участка каждому из них, что соответствует требованиям указанной выше нормы права.

Таким образом, А., А., А. принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 940000 +- 678,71 кв. м, с местоположением, установленным относительно ориентира край Алтайский район Баевский с. Баево на территории муниципального образования «Баевский сельсовет», расположенного в границах участка, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 22:03:010601:0986 в равных долях по 1/3 доли каждому из них, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 258 ГК РФ, согласно которой при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252, 254 ГК РФ.

При указанных выше обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за А., А., А. право общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому, на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 940 000 +- 678,71 кв. м с местоположением, установленным относительно ориентира край Алтайский район Баевский с. Баево на территории муниципального образования «Баевский сельсовет», расположенного в границах участка, кадастровый номер 22:03:010601:0986 с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Баевский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Козлов Е.А.

Решение вступило в законную силу марта 2010 года.