Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Баево марта 2010 года
Баевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кулаевой А.А.,
при секретаре Романенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в ... Алтайского края об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, включении в трудовой стаж периодов работы и признании права на досрочную трудовую пенсию.
УСТАНОВИЛ:
Д. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ГУ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Баевском районе Алтайского края от 15 января 2010 года № 2, которым ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с работой в районах Крайнего Севера, так как у него у него нет, необходимых, 15 лет специального стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с работой в районах Крайнего Севера. Ответчик исключил из специального стажа, периоды его работы с 4 сентября 1999года по 31 декабря 2001года и с 1 января по 13 ноября 2009года. В связи с тем, что в указанные периоды не подтверждено поступление средств обязательного пенсионного страхования на индивидуальном счете застрахованного лица.
Истец просит обязать ответчика засчитать в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 04 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года и с 01 января 2009 года по 13 ноября 2009 года в районе Крайнего Севера, мотивируя тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 15 января 2010 года, ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Полагает, что вышеуказанные периоды должны быть включены в специальный стаж, поскольку в эти периоды он работал в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец и его представитель Р. настаивают на удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что, в спорный период времени, Д., работал в районе Крайнего Севера и имеет право на досрочную пенсию по старости. Удержания из заработной платы, в том числе, и в Пенсионный фонд, работодатель производил. В том, что работодатель не перечислял страховые средства в Пенсионном фонде, вины Дмитриева нет.
Представители ответчика – К.и В. в судебном заседании исковые требования признали частично. За период с 1 января по 13 ноября 2009года на лицевой счет истца поступили денежные средства, поэтому этот период зачтен Д. в специальный стаж. В остальной части иск не признали, ссылаясь на то, что истец не имеет необходимого специального стажа - 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.
Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан, Д. не засчитаны в специальный стаж периоды с 04 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года На основании п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждаются сведениями из индивидуального лицевого счета, заявитель зарегистрирован в системе 03.09.1999года. Специальный трудовой стаж Д. составил 13 лет 24дня.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ в России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления государственных пенсий, при этом в силу ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить их верховенства Конституции, высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода деятельности. Применительно к рассматриваемому гражданско-правовому спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав лиц, осуществлявших трудовую деятельность в условиях дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты
В соответствии с п.п. 6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Исходя из сведений имеющихся в трудовой книжке, истец 31 мая 1992 года был принят в члены старательской артели, мотористом промывочного прибора в Депутатский ГОК концерна «Золото Якутии» район Крайнего Севера.
17.08.1998 года исключен из членов артели по собственному желанию. 22.04.1999 года принят на прииск «Терехтях» сушильщиком сушильно-кварнтовочного цеха ОАО «Депутатсколово» район Крайнего Севера, 13 ноября 2009 года уволен в связи с сокращением штата.
Истцу 20 октября 2009 года исполнилось 55 лет.
17 октября 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с вышеуказанными нормами.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15 января 2010 года № 2 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. В специальный стаж комиссией не были засчитаны периоды с 04 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года и с 01 января 2009 года по 13 ноября 2009 года, так как на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, за указанные периоды, нет сведений о поступлении средств пенсионного страхования.
В соответствии с п.1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года №190 основным документом, подтверждающим стаж работы истца является трудовая книжка, а при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержится записи от отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и другие письменные документы.
Из представленной истцом трудовой книжки, следует, что истец в период с 31 мая 1992года по 17 августа 1998года, и с 22 апреля 1999года по 13 ноября 2009года работал в районе Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
На основании ст.3 ФЗ РФ от 17 декабря 2001года № 173 –ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в соответствии с ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий предусмотренных настоящим федеральным законом.
В силу п.п. 1 п.1 ст.6 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ОАО « Депутатсколово» являлся работодателем истца и одновременно страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п.2 ст.14 вышеназванного Закона страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица л.д.39) следует, что Дмитриев И.М. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 3 сентября 1999года. Страхователь ОАО « Депутатсколово», постановлен на учет в ПФ РФ 9 февраля 1999года.
Судом установлено, что в 1999-2001 г. уплата взносов на обязательное пенсионное страхование работодателем не производилась.
Обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ была возложена на страхователя, в данном случае на ОАО « Депутатсколово», однако, обязанность по назначению, перерасчету и своевременной выплате трудовых пенсий, застрахованным лицам возложена на страховщика – Пенсионный фонд РФ (ст.5,13,14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Статьей 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрено право застрахованного лица своевременно и полностью получать обязательное пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
Данное положение закреплено и в ч.1 ст.39 Конституции РФ.
Таким образом, право пенсионера на получение пенсии своевременно и в полном объеме не поставлено законодателем в зависимость от исполнения своих обязанностей страхователем по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
Расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части пенсии, поступившей на застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета ( ст.20 Федерального закона №167 ФЗ, п.2 Правил учета страховых взносов включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002г. № 407).
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, о том, что ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ни Налоговый кодекс РФ не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Принимая во внимание, что в силу ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определенном законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке, сам по себе, факт неуплаты страхователем, страховых взносов не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.
Из вышеуказанной нормы закона следует, что взыскание недоимки по страховым взносам является контрольной функцией органов Пенсионного фонда РФ.
Принимая во внимание постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998года №7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 и 5 ФЗ от 5 февраля 1997 года « О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд обязательного медицинского страхования на 1997 год», согласно которым страховые взносы работодателей в пенсионный фонд РФ – это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения. Однако уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Для граждан плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода). Указанный целевой характер страховых взносов закреплен в законе: средства пенсионного фонда РФ, формируемые за счет страховых взносов, могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий.
Вместе с тем, целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретным работодателем и работником, либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально - целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд РФ придается обезличенно – безвозмездный характер.
Таким образом, согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд РФ представляют собой установленные законом, особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей, и застрахованных лиц на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Из вышеуказанного Постановления Конституционного суда следует, что Пенсионный фонд обязан определять размер пенсий, и выплачивать их, исходя их страховых взносов, которые начислены страховщиком, и за счет средств Пенсионного фонда РФ. В соответствии с действующим законодательством он обязан принимать меры принуждения восстановительного характера к виновным в несвоевременном поступлении сумм в Пенсионный фонд. Отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, то есть независимо от воли его участников.
Неисполнение обязанностей страхователем и обязанности по осуществлению контроля страховщиком не должно повлечь за собой уменьшение размера пенсии застрахованным лицам, или ущемить их пенсионные права на досрочную пенсию. Действующее пенсионное и налоговое законодательство не содержит норм обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную оплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из этого следует, что взыскание недоимки по страховым взносам является контрольной функцией органов Пенсионного фонда.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что право на своевременное и в полном объеме получение пенсии не должно ставиться в зависимость от исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании установлено, ответчик поставил право Д. на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, в зависимость, от уплаты страхователем взносов в пенсионный фонд, в 1999-2001годах. Такие действия ГУ УПФ РФ в Баевском районе Алтайского края находятся в противоречии с перечисленными выше правовыми нормами, в связи с чем, они должны быть признаны незаконными и ответчик должен включить в стаж работы Д., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера, период с 4 сентября 1991года по 31 декабря 2001года.
В судебном заседании установлено, что в спорный период характер трудовой деятельности истца не менялся, равно как и занимаемые им, должности, и условия труда.
Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которой необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом российской Федерации.
В подтверждение своего трудового стажа Д. представил в суд копию трудовой книжки, справки о заработной плате с 1992 по 1997года, 2000, 2001годы, справку № 678 уточняющую особый характер работы или условий труда необходимый для назначения льготной пенсии.
Путем проведения арифметического сложения продолжительности трудового стажа истца, дающего ему право на назначение досрочной пенсии, суд приходит к мнению о том, что продолжительность специального трудового стажа, дающего Д. право на досрочное назначение пенсии по старости, составила на момент обращения более 15 лет, он имеет общий трудовой стаж более 25 лет.
20 октября 2009 года истец достиг возраста 55 лет, в связи, с чем имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях». 17 октября 2009года, он обратился в ГУ УПФ РФ в Баевском районе, с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что спорные периоды работы истца следует включить в специальный стаж работы и обязать ответчика назначить ему пенсию с 20 октября 2009 года, с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.
Также в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца, подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб., понесенные им, при обращении с иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Д. удовлетворить.
Признать недействительным решение ГУ УПФ РФ в Баевском районе от 15 января 2010 года об отказе Д. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Баевском районе Алтайского края засчитать в специальный стаж работы Д. периоды его работы в районе Крайнего Севера с 04 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, с 20 октября 2009 года.
Взыскать с ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Баевском районе Алтайского края в пользу Д. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Алтайский краевой суд, через Баевский районный суд, в течение 10 дней.
Председательствующий А.А. Кулаева
Решение вступило в законную силу апреля 2010 года