Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Баево Дата обезличена г.
Судья Баевского районного суда Алтайского края Козлов Е.А.,
с участием прокурора прокуратуры Баевского района Синявской А.А.,
при секретаре Кулага Е.И.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Баевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Верх-Чуманского сельсовета Баевского района Алтайского края о запрещении экологически вредной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баевского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Верх-Чуманского сельсовета Баевского района Алтайского края о запрещении экологически вредной деятельности.
Прокурор просит:
-обязать администрацию Верх-Чуманского сельсовета Баевского района Алтайского края организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных на расстоянии 100 метров на северо-восток от дома Номер обезличен по ...,
- обязать администрацию Верх-Чуманского сельсовета Баевского района Алтайского края организовать сбор и вывоз строительного мусора, оставшегося после сноса дома (бесхозяйного) на усадьбе по адресу ....
Свои требования прокурор мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Баевского района установлено, что на территории, расположенной на расстоянии 100 метров на северо-восток от дома Номер обезличен по ... в с. Верх-Чуманка, на территории площадью 10х5 метров, происходит складирование твердых бытовых отходов. На усадьбе по адресу ... обнаружен строительный мусор, оставшийся после сноса дома (бесхозяйного). Свалка является несанкционированной, выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, а именно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 12 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в нарушение которых объект размещения отходов введен в эксплуатацию без наличия санитарно-эпидемиологического заключения, о его соответствии санитарным правилам, проект на строительство объекта размещения отходов на государственную экологическую экспертизу не представлялся.
В нарушение требований ст. ст. 51, 52 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и п.п. 2.2.,3.1,3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 года образована свалка твердых бытовых отходов, не отвечающая предъявленным требованиям: участок под размещение свалки твердых бытовых отходов в установленном порядке не отведен, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ТО Управления Роспотребнадзора в Баевском районе. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей с. Верх-Чуманка на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме. В судебном заседании прокурор пояснил, что эксплуатация свалки твердых бытовых отходов в нарушение санитарных и эпидемиологических требований может в будущем привести к причинению вреда здоровью людей.
Администрация Верх-Чуманского сельсовета о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, в судебное заседание её представитель не явился, уважительных причин неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, просит рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому суд рассматривает дело в отсутствие представителя администрации.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования прокурора Баевского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права, свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека - обязанность государства.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Социальная политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе охрану его здоровья. Здоровье - это высшее неотчуждаемое благо каждого человека. Никто не имеет права ставить другого человека в ситуацию, опасную для его здоровья.
На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, а также в Законе РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. №1550-1. Этот закон дает понятие, что относится к вопросам местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №131 осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Этот закон к вопросам местного значения муниципального образования сельского поселения относит широкий круг вопросов, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения.
Согласно ч.1 ст.35 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающеё среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
Согласно ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению, устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно информации ТО Роспотребнадзора в Завьяловском, Баевском, Мамонтовском, Родинском и Романовском районах санитарно-эпидемиологические заключения на отвод земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов и деятельность с отходами производства потребления в Баевском районе не выдавались.
Согласно ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89 ФЗ от 24.06. 1998 года следует, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение, места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидротехнических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89 ФЗ от 24.06. 1998 года - территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды ( пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
На основании ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Ст.1 указанного закона закрепляет, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Согласно ч.1 ст.22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать, в том, числе, рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (в том числе из жилых и общественных зданий), уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии со ст. 51, 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В соответствии с п.2.2, 3.1 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001г., участок для устройства полигона ТБО должен отводится в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно п.3.2 указанных Правил размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м.
В нарушении указанных требований на земле, переданной в ведение администрации Верх-Чуманского сельсовета, расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились, объект расположен на территории населённого пункта, санитарно-защитная зона не выдержана.
В соответствии с п. 4.15 Сан.ПиН 3.2. 1333-03 охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцитами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведение следующих мероприятий:
-поддержание чистоты территорий населённых мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств;
-сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов.
Согласно п. 19 ст.3 Устава муниципального образования «Верх-Чуманский сельский совет» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.25 ст.35 Устава к полномочиям администрации Верх-Чуманского сельсовета по решению вопросов местного значения в области коммунального хозяйства и благоустройства относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 4 ст.30 Устава глава администрации сельсовета возглавляет администрацию сельсовета, руководит её деятельностью на принципах единоначалия и несёт полную ответственность за осуществление её полномочий.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей с. Верх-Чуманка на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
На основании ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии с ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Поскольку свалка твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии 100 метров на северо-восток от дома Номер обезличен по ... в с. Верх-Чуманка, не соответствует требованиям, установленным законами, администрация обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Указанные нарушения правил, допущенные администрацией муниципального образования сельское поселение «Верх-Чуманский сельсовет» Баевского района, при эксплуатации указанной выше свалки твердых бытовых отходов, и непринятие мер администрацией к устранению нарушений требований закона, нарушает вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баевского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Верх-Чуманский сельсовет» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных на расстоянии 100 метров на северо-восток от дома Номер обезличен по ... в с. Верх-Чуманка.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Верх-Чуманский сельсовет» организовать сбор и вывоз строительного мусора, оставшегося после сноса дома (бесхозяйного) на усадьбе по адресу ... в с. Верх-Чуманка.
Взыскать с администрации муниципального образования сельское поселение «Верх-Чуманский сельсовет» Баевского района Алтайского края государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в ...вой суд через Баевский районный суд в течение десяти дней.
Судья Козлов Е.А.