Попов А.А. к Отделу СЗН о предоставлении соцуслуги



дело № 2-63/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.им. Бабушкина "___"_____20___ года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе судьи Новгородова В.Н.,

при секретаре Шишкиной Е.Н.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова А.А. к Отделу социальной защиты населения обязать предоставить услугу социального обслуживания на дому по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Попов А.А. обратился в суд с иском, в котором просит обязать Отдел социальной защиты населения предоставить услугу социального обслуживания на дому по месту жительства, мотивируя тем, что он является инвалидом ... группы по зрению и ветераном ВОВ, проживает один, близких родственников, проживающих рядом, не имеет. Нуждается в постоянном уходе за ним. Ответчик представлять услугу отказывается и предлагает оформить документы в дом-интернат областного типа. Попов А.А. не желает оформлять документы в интернат.

В судебном заседании истец Попов А.А. пояснил, что в течение этого года ему социальная помощь не оказывалась. В дом-нтернат ехать не желает. За помощью обращался очень часто. Всё, что о нём говорят, неправда. Он со всеми в хороших отношениях. Любой может оказывать ему помощь, сам он уже не может полностью себя обслуживать, т.к. является инвалидом ... группы по зрению. Ему нужна квалифицированная помощь офтальмолога.

Представитель истца по ордеру №... от "___"_____20___ г. С.В.А. требования иска поддержал и пояснил, что требования иска подлежат удовлетворению, справедливые. Попов А.А. подпадает под действие Федерального закона № 122-ФЗ. По нему Отдел социальной защиты населения не может отказать Попову А.А. в оказании социальной помощи.

Представитель ответчика, начальник Отдела социальной защиты населения Бабушкинского муниципального района Р.Н.В. требования иска не призназа и пояснила, что у них в ОСЗН не имеется в штате социального работника. Они осуществляют свою деятельность с привлечением Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН). Попов А.А. обратился за оказанием социальной помощи на дому "___"_____20___ г. За ним закрепили Ш.М.К., в июне тот отказался. Нарекания были, что ходит не по графику. Затем была закреплена П.А.В., оказывала услуги 5 раз в неделю, но также отказалась, т.к. в её деятельность вмешивалась жительница д. ... Ж., распускала слухи о плохом обслуживании. В декабре Попов А.А. был снят с обслуживания. Они продолжали работу по поиску лиц, готовых ухаживать за Поповым А.А. Нашли через пенсионный фонд. Попову стала оказывать социальную помощь М.Н.А., но в июле отказалась, её дочь в последствии также отказалась, в связи с тем, что Попов плевал на пол, на стол, разговаривал на повышенных тонах. В дальнейшем они разговаривали почти с ...-ю жителями д. ..., никто не согласился оказывать Попову социальной помощи из-за его характера. Попову предлагали оформиться в областной дом-интернат, он отказался. На сегодняшний день сотрудник не закреплен. Попов подпадает под Федеральный закон № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". К ним Попов за оказанием квалифицированной медицинской помощи не обращался, они её оказать не могут.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, директор МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ш.Р.А. пояснила, что не согласна с требованиями Попова А.А. С ним они работают давно, то принимают на обслуживание, то снимают. Все отказываются оказывать социальную помощь Попову. В д. ... прошли всех, никто не согласился. Ему помогала Р.О.П., но на постоянной основе не согласна, т.к. у Попова постоянно какие-то требования, а у неё нет времени, т.к. работает. Администрация поселения держит этот вопрос на контроле. Попов всегда чем-то не доволен, соседи к нему не ходят. С ним поговорить не удалось, т.к. был агрессивный, поведение неадекватное, разговаривал на повышенных тонах. У Попова плохое отношение к персоналу, сложный неуживчивый характер, поэтому к нему не идут работать. Проблем по социальному обслуживанию среди населения только с поповым А.А. Заставить оказывать социальную помощь Попову А.А. они никого не могут. Он всех называет фашистами, ворами, никто не выдерживает.

Свидетель Р.И.С. показала, что Попов А.А. обратился за социальной помощью "___"_____20___ г. через администрацию сельского поселения. Они выехали, поговорили, стали вести работу по подбору работника. Все отказывались. Пробовали через ЦЗН, администрация сельского поселения искала. Оформили Ш.М.К., оказался не очень надежным, выпивал, качество услуг было низкое. Попова А.А. был недоволен. П.А.В. согласилась, а в конце ... г. отказалась из-за Ж., которая распускала слухи, ей запретил муж ходить и оказывать помощь Попову. Социальные работники жаловались, что Попов не всегда уважительно к ним относился. В дальнейшем в д. ... искали социального работника, но никто не согласился. С конца ... г. социальная помощь Попову А.А. не оказывается.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 17 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" гласит, что социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

К числу гарантированных государством услуг на дому относятся:

- организация питания, включая доставку продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг;

- другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Для обслуживания создаются социальные отделения. Существует ограничение количества обслуживаемых, например, не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате центра. Такая должность вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающих в городе, и 4 - в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства. К обслуживанию также могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда. Территории, обслуживаемые социальными работниками, и график работы этих работников утверждаются при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже двух раз в неделю заведующим социальным отделением с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Зачисление на социальное обслуживание на дому указанных граждан производится на основании их письменного заявления на имя руководителя органа социальной защиты населения района или города или центра социального обслуживания.

Согласно ст. 2 Закона Вологодской области от 01.03.2005 N 1235-ОЗ (ред. от 29.09.2009) "О социальном обслуживании населения в Вологодской области" гражданам, проживающим на территории области, могут предоставляться следующие виды социального обслуживания в соответствии с положениями федерального законодательства: социальное обслуживание на дому.

Во исполнение закона Вологодской области от 1 марта 2005 года N 1235-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Вологодской области" принято Постановление Правительства Вологодской области от 08.04.2005 N 363 (ред. от 08.11.2010) "О порядке и условиях предоставления социального обслуживания в государственной системе социальных служб области", которым утверждено "Положением о порядке и условиях предоставления социального обслуживания в государственной системе социальных служб области".

Согласно указанному Положению:

2.1. Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам и гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью.

2.3. В первоочередном порядке социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам, имеющим 1 группу инвалидности, одиноким супружеским парам граждан, имеющих 1 группу инвалидности, одиноким пожилым людям старше 80 лет, а также гражданам, нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, до определения их в соответствующие учреждения.

2.4. Зачисление на социальное обслуживание на дому производится на основании письменного заявления гражданина, акта обследования условий проживания заявителя, справок о доходах, заключения лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствия у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела следующее.

Попов А.А. является инвалидом ... группы, о чем свидетельствует справка серии ... №... от "___"_____20___ года. По заключению комиссии Попов нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д....).

Согласно удостоверения серии ... №... от "___"_____20___. Попов А.А. - ветеран Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» (л.д....).

Из показаний ответчика и свидетеля следует, что Попов А.А. подпадает под действие Федерального закона № 122-ФЗ, ему оказывалась социальная помощь, но социальные работники отказывались от оказания её Попову, и с конца ... г. данная помощь Попову А.А. не оказывается.

Несмотря на доводы ответчика и третьего лица, что Попов имеет неуживчивый характер, все граждане д. ... отказываются от оказания ему социальной помощи из-за его характера, суд считает, что социальная помощь Попову А.А. должна оказываться в соответствии с вышеуказанным законом. Законодатель не относит к причинам отказа в оказании социальной помощи гражданам их характер, взаимоотношения с социальными работниками, финансовые проблемы. На протяжении трёх с лишним лет ОСЗН и МУ КЦСОН ведется работа по подбору социального работника, но результата нет. Всё это время инвалид ... группы, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, ветеран ВОВ остается в тяжелой жизненной ситуации без оказания ему социальной помощи государства. Родственников в д. ... не имеет, оказать ему помощь некому.

руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Попова А.А. - удовлетворить.

Обязать Отдел социальной защиты населения Бабушкинского муниципального района предоставить Попова А.А. услуги социального обслуживания на дому по месту жительства по адресу ... область, ... район, д. ..., д. ....

Решение может быть обжаловано в 10-дневный со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

Судья В.Н. Новгородов