Дело № 2-105/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.им. Бабушкина "___"____20__ года Тотемский районный суд Вологодской области в составе судьи Новгородова В.Н., при секретаре Долговской М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бабушкинского района к администрации Бабушкинского муниципального района, признать бездействие администрации Бабушкинского муниципального района незаконным, обязать в срок до "___"____20__ года сформировать личный состав и оборудовать пункт управления Единой дежурно - диспетчерской службы ... муниципального района, установил: Заместитель прокурора Бабушкинского района Д.А. Свистунов обратился в суд с заявлением (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бабушкинского муниципального района о признании бездействия незаконным и требовании обязать в срок до "___"____20__ года сформировать личный состав и оборудовать пункт управления Единой дежурно - диспетчерской службы ... муниципального района. В обоснование требований указал, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном уровне, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются органы повседневного управления. Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно - диспетчерские службы муниципальных образований. П.4 постановления Правительства Вологодской области от 31.01.2011 г. № 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области» главам муниципальных образований уровня муниципального района предписано организовать создание и обеспечить готовность органов управления звеньев территориальной подсистемы. В соответствии с п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района организуют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. 18 Устава Бабушкинского муниципального района администрация района осуществляет полномочия в области организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п.11 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РВ от 30.12.2003 №794, компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что на территории ... муниципального района ЕДДС не функционирует, администрацией Бабушкинского муниципального района мер к созданию ЕДДС не принято: личный состав не сформирован, пункт управления с автоматизированной системой не оборудован. Бездействие органа местного самоуправления по созданию Единой дежурно - диспетчерской службы нарушает права граждан ... района на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на получение достоверной информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, предусмотренных ст.18 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В судебном заседании прокурор Ивойлов Д.Н на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что Администрацией Бабушкинского муниципального района по созданию ЕДДС ничего не предпринято. Постановлением Губернатора Вологодской области было определен срок отчитаться до "___"____20__ г., но проект Положения направлен на согласование только три недели назад. Представитель Администрации Бабушкинского района по доверенности Попов В.В. в судебном заседании иск признал, по делу пояснил, что законодательством они обязаны создать в муниципальном районе ЕДДС. Все зависит от финансирования, в районе таких денег нет. Им обещали выделить средства из областного бюджета. В настоящее время данная служба не создана. Разработано Положение и направлено 3 недели назад в ГУ МЧС по ВО на утверждение. В районе имеются диспетчеры экстренных служб 01, 02, 03 и т.д. Вся информация по запросу с этих служб им предоставляется. При формировании бюджета будет учтена необходимость создания ЕДДС в ... муниципальном районе. Представитель третьего лица на стороне заявителя, начальник ГУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по ... области» В.А.А. по делу пояснил, что служба ЕДДС является органом управления и координирования при возникновении чрезвычайных ситуаций. В настоящее время на уровне муниципального района такая служба не создана. Информация поступает диспетчерам пожарных частей, что создает дополнительную нагрузку. Представитель третьего лица, начальник 24 пожарной части по охране с.... ГУ «4 отряд ФПС по ВО» М.О.С. по делу пояснил, что сейчас функции Единой дежурной диспетчерской службы возложены на диспетчеров 24 пожарной части. Это ущемляет права и интересы граждан. Очень большой объем работы. Заслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.4. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Во исполнение данной статьи было принято Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Как следует из «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794), Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Соответственно, на каждом из этих уровней действуют созданные в соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы и формирования. На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Согласно п.11 Положения, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований являются органами повседневного управления Единой системы. Согласно п.3.1, 3.4 ГОСТ Р 22.7.01-99 ("Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. ГОСТ Р 22.7.01-99" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 N 400-ст)), целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях. В соответствии со ст. 18. Устава Бабушкинского муниципального района (ред. от 30.06.2010) (принят районным референдумом 22 - 23.01.1995), к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно п.4 Указа Президента РФ от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано до "___"____20__ г.: а) завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; б) обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы-112. Согласно п.4 Постановления Правительства Вологодской области от 31 января 2011 г. N 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области» - Главам муниципальных образований области: привести положения о звеньях территориальной подсистемы, состав сил и средств звеньев в соответствие с Положением, утвержденным настоящим постановлением; организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы. п.6. Справку о выполнении постановления представить до "___"____20__ года
Учитывая, что создание единой дежурно - диспетчерской службы ... муниципального района не начато, проект Положения направлен на согласование в ГУ МЧС по ВО в нарушение установленного вышеуказанным Постановлением сроки, суд считает признать бездействие Администрации Бабушкинского муниципального района незаконным.
В целях обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС в районе, суд приходит к выводу об обязании Администрации Бабушкинского муниципального района создать ЕДДС.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Бабушкинского района к Администрации Бабушкинского муниципального района - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Бабушкинского муниципального района незаконным.
Обязать Администрацию Бабушкинского муниципального района в срок до "__"___20__ года сформировать личный состав и оборудовать пункт управления Единой дежурно - диспетчерской службы ... муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья В.Н. Новгородов