Дело № 2-143/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. им. Бабушкина "___"____20__года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе судьи Новгородова В.Н.,
с участием заместителя прокурора Бабушкинского района Свистунова Д.А.,
при секретаре Шишкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бабушкинского района Вологодской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Бабушкинского муниципального района с требованием обязать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов деревообработки, а также принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке,
Установил:
Заместитель Прокурора Бабушкинского района Вологодской области обратился в суд с заявлением к администрации Бабушкинского муниципального района обязать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов деревообработки, расположенную на расстоянии около ... км северо-восточнее с.... ... области в карьере рядом с бывшим кирпичным заводом по автодороге с.... - д. ... ( местоположением ... градусов ... минут северной широты, ... градуса ... минут восточной долготы), а также принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке.
В обоснование требований указал, что отходы лесопиления, вывозимые на указанный земельный участок, образуются от деятельности цехов лесопиления индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории ... сельского поселения. Вследствие неустановленных причин указанная неорганизованная свалка отходов лесопиления периодически возгорается, что создает угрозу возникновения пожара в прилегающем лесном массиве, а также ведет задымление населенного пункта. Так, "___"____20__ г. имело место возгорание данной свалки, для тушения пожара задействовались пожарные расчеты ОГПН по ... району. В результате горения огонь распространялся на лесной массив, но вовремя был потушен пожарными расчетами. Данное обстоятельство могло привести к возникновению лесного пожара и в последующем к необратимым последствиям. Существование неорганизованной свалки отходов лесопиления свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, что приводит как к захламлению земельных участков, так и возможности возгораний в лесах, что в период пожароопасного периода является недопустимым.
В судебном заседании заместитель прокурора Бабушкинского района Свистунов Д.А. на удовлетворении требований настаивал, просил обязать администрацию района ликвидировать свалку до "___"____20__ г., по делу пояснил, что весь район завален несанкционированными свалками. Организация утилизации отходов на территории ... района входит в полномочия Администрации Бабушкинского муниципального района в соответствии с 131 - ФЗ. Администрации необходимо выделить земельный участок, перевести его в земли промышленности.
Представитель ответчика Администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности Власов С.А. требования прокурора не признал, по делу пояснил, что Администрация Бабушкинского муниципального района является казенным учреждением, финансируется за счет средств бюджета по смете. В полномочия Администрации не входит ликвидация свалок на территории района, расходование средств будет нецелевым. По организации утилизации отходов Администрацией принимаются меры, проводились совещания с индивидуальными предпринимателями, предложен земельный участок под свалку. ИП в Администрацию почти не обращались с письменными заявлениями о предоставлении земельных участков под складирование отходов деревоперерабтки. Кто обращался, тому земельные участки выделялись. По данной свалке выявлен ИП, он и должен заниматься уборкой своих отходов. Просят отказать в удовлетворении требований прокурора.
Представитель ответчика Администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности Томилова С.С. с иском прокурора не согласилась, поддержала позицию Власова С.А., по делу пояснила, что по данному факту выявлен ИП и привлечен к административной ответственности. Несанкционированные свалки приводят к загрязнению почвы.
Вызванный в качестве свидетеля, глава администрации ... сельского поселения Г.Н.И. по делу пояснил, что ему позвонил зампрокурора Свистунов Д.А. и сообщил, что горит свалка. Он выезжал на место, на несанкционированной свалке дымились отходы деревообработки. На данную свалку вывозили отходы В. и К. В полномочия Администрации ... сельского поселения не входит организация утилизации отходов. На территории поселения санкционированных свалок промышленных отходов не имеется. Несанкционированные свалки влияют на противопожарную безопасность. Земельные участки для складирования отходов от деревообработки выделены ИП М. и Т.
Свидетель Х.Н.С. - инспектор ОНД по ... району по делу пояснил, что на территории ... района много несанкционированных свалок отходов деревообработки. Расположены вблизи лесных массивов и населенных пунктов, отходы сжигаются бесконтрольно, огонь может перекинуться на лес и населенные пункты. На свалке у бывшего кирпичного завода была угроза распространения огня на лесной массив. Санкционированных свалок в районе нет.
Свидетель А.Н.Л. показал, что он является ИП в сфере лесозаготовки и переработки. Отходы вывозил «фишками» и телегами в карьер у бывшего кирпичного завода. Документы на свалку оформлял В., а он договаривался с ним. Потом документы куда - то пропали. У него документов на свалку нет. Ему Администрация района место под свалку не определяла, за выделением земельного участка он не обращался, т.к. пользовался свалкой В.
Заслушав заявителя, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки промышленных отходов, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В п. 11 ч. 1 ст. 4.18 Устава Бабушкинского муниципального района полномочиями по организации утилизации и переработки промышленных отходов наделена администрация Бабушкинского муниципального района.
Из представленного акта осмотра от "___"____20__ года видно, что в ... км. от с...., северо-восточнее с.... в карьере рядом с бывшим кирпичным заводом по автодороге с.... - д. ... на земельном участке площадью ... кв. метров расположена свалка отходов лесопиления.
Из учета происшествий за период с "___"____20__ г. по "___"____20__ г., за №... КУСП от "___"____20__ г. зарегистрировано сообщение гр.С.А.Н. о том, что в карьере возле старого кирпичного завода горит свалка отходов деревообработки, огонь распространяется к лесному массиву.
Из справки, представленной ... районным отделом - государственного лесничества следует, что земельный участок - карьер слева от старой дороги ... - ... напротив бывшего кирпичного завода относится к землям лесного фонда, эксплуатируемые леса. Данный участок лесного фонда не имеет обременения, т.е. никому не предоставлен в пользование.
Ст.8 ч.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию утилизации и переработки промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. В силу ст.ст.1, 12 указанного закона, применительно к отходам лесопиления утилизация отходов предполагает обустройство объектов размещения отходов и (или) специализированных установок для их обезвреживания или использования.
Установлено, что данная свалка возникла стихийно. Земельный участок под данную свалку не оформлялся, кому-либо на баланс и на обслуживание свалка не передавалась.
Ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к сельским поселениям.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ установлены основные принципы охраны земли, одним из которых является приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.
Поскольку органы местного самоуправления ... муниципального района в установленном порядке не создали объекта размещения отходов лесопиления, где было бы возможно их санкционированное хранение, и (или) специализированных установок для их сжигания, переработки, то и образовалось неорганизованное место хранения промышленных отходов.
Отсюда суд считает, что требования прокурора района о возложении обязанности на администрацию района по ликвидации свалки отходов деревообработки подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление заместителя прокурора Бабушкинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Бабушкинского муниципального района Вологодской области в срок до "___"____20__ года ликвидировать свалку отходов деревообработки, расположенную на расстоянии около ... километров северо-восточнее с...., ... области в карьере рядом с бывшим кирпичным заводом по автодороге с.... - д. ... (местоположением ... градусов ... минут северной широты, ... градуса ... минут восточной долготы).
Обязать администрацию Бабушкинского муниципального района принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья В.Н. Новгородов