о признании бездействия незаконным,понуждение к действиям и запрещении экологически вредной деятель



Решение Именем Российской Федерации

с. Бабаюрт Дата обезличена года

Бабаюртовский районный суд РД в составе председательствующего судьи Сатыбалова С.К.,

с участием старшего помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Магомедова М.Н., при секретаре Мухатовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Бабаюрт гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности,

установил:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в населенном пункте МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села производят администрация и жители села, без учета климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в, соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вывозимые администрацией МО «сельсовет Новокосинский» и жителями населенного пункта твердые бытовые отходы и мусор складируется и хранится на необорудованном полигоне, расположенном на западной окраине села на расстоянии 400 м., размерами 15x10x1 м.. Полигон (свалка) для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный учет и отчетность движения отходов. Указанные нарушения закона допущены по вине должностных лиц органов местного самоуправления МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района и они имеют место по настоящее время. Во исполнение п.1 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в муниципальных образованиях не приняты нормативно правовые акты в области обращения с отходами. Не определен в соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ порядок сбора отходов на территории муниципального образования,

предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие). Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.

Бездействием администрации МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В судебном заседании прокурор Магомедов М.Н. поддержал исковые требования прокурора в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным основаниям.

Глава МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района Алиев А.А., исковые требования прокурора признал полностью и суду пояснил, что невыполнение требований законов по вывозу и сбору бытовых отходов связано с отсутствием собственных денежных средств, у них в селе нет техники. Место для сбора бытового мусора у них есть, но на него не подготовлены документы.

Представитель Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Эльдаров М.Г. поддержал исковые требования прокурора.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе и обоснованы, представленными им доказательствами.

Проверкой, произведенной прокуратурой, установлено, что в населенном пункте МО «сельсовет Новокосинский» в местах массового скрпления населения отсутствуют контейнера и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села производят администрация и жители села, без учета климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вывозимые администрацией МО «сельсовет Новокосинский» и жителями населенного пункта твердые бытовые отходы и мусор складируется и хранится на необорудованном полигоне. Полигон (свалка) для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.

Подпунктами 18,19 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.

Статьями ст.ст.4,22 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от Дата обезличена «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относятся обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических,

социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

«Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрена необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, в соответствии с которой определяется очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстроя России от Дата обезличена Номер обезличен, рекомендовано руководителям органов местного самоуправления - заказчикам генеральных планов городских и сельских поселений при подготовке заданий на разработку и корректировку градостроительной документации обеспечить наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации в составе генеральных планов.

Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также определил конкретные мероприятия, которые необходимы для организации данной деятельности.

Вышеперечисленные требования законов и иных нормативных правовых актов администрацией муниципального образования «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района не выполнены, не приняты в рамках предоставленных полномочий органами местного самоуправления муниципального образования необходимые нормативные правовые акты в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не организован в предусмотренном законодательстве порядке их сбор и вывоз.

Как следует из объяснения главы МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района Алиева А.А., причиной ненадлежащей организации работы по сбору и вывозу мусора, его размещению и оборудованию полигона является отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования.

Между тем, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п. 1 ст.14,подп.З п.1 и п.2 ст.ИФедерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

В соответствии со ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями, в связи с чем, у администрации поселения имеется реальная возможность для решения данного вопроса местного значения.

Однако, несмотря на представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки, внесенного 27.02. 2010 года в адрес главы МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района в целях устранения допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, на неоднократные меры воздействия контрольно-надзорных служб, являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «сельсовет Новокосинский» требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются должным образом и по настоящее время.

Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.

Из заключений Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ТО Управления Росприроднадзора по РД в ... следует, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст. 11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п. 1 ст.14,подп.З п.1 и п.2 ст.ИФедерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

В соответствии со ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями, в связи с чем, у администрации поселения имеется реальная возможность для решения данного вопроса местного значения.

Однако, несмотря на представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки, внесенного 27.02. 2010 года в адрес главы МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района в целях устранения допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, на неоднократные меры воздействия контрольно-надзорных служб, являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «сельсовет Новокосинский» требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются должным образом и по настоящее время.

Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.

Из заключений Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ТО Управления Росприроднадзора по РД в ... следует, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст. 11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. Удовлетворить иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Обязать администрацию МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

- организовать уборку территории МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» утвержденных Минздравом СССР Дата обезличена года Номер обезличен;

- в срок до Дата обезличена года организовать разработку и принятие в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора с территории МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.);

- в срок до Дата обезличена года разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПин 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории населенного пункта;

- в срок до Дата обезличена г. ликвидировать стихийно организованную на окраине села Новая Коса свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой;

- в срок до Дата обезличена г. организовать оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПин 2.1.7. 1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена года, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона;

- организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине села Новая Коса.

Взыскать с ответчика администрации МО «сельсовет Новокосинский» Бабаюртовского района РД в доход государства государственную пошлину в размере 4 (четыре) тысяча рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий:

Решение отпечатано в совещательной комнате.