Решение
Именем Российской Федерации
с. Бабаюрт Дата обезличена года
Бабаюртовский районный суд РД в составе председательствующего судьи
Сатыбалова С.К.,
с участием старшего помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Магомедова М.Н.,
при секретаре Мухатовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Бабаюрт гражданское дело по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности,
установил:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и установлено, что в населенном пункте МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села производят администрация и жители села, без учета климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в, соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вывозимые администрацией МО «сельсовет Геметюбинский» и жителями населенного пункта твердые бытовые отходы и мусор складируется и хранится на необорудованном полигоне, расположенном на северной окраине села на расстоянии 400 м.. Захламленная отходами площадь составляет 200 м.2, размерами 10х20х2,5 м.. Полигон (свалка) для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный учет и отчетность движения отходов. Указанные нарушения закона допущены по вине должностных лиц органов местного самоуправления МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района и они имеют место по настоящее время. Во исполнение п.1 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в муниципальных образованиях не приняты нормативно правовые акты в области обращения с отходами. Не определен в соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ порядок сбора отходов на территории муниципального образования, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие). Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.
Бездействием администрации МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В судебном заседании прокурор Магомедов М.Н. поддержал исковые требования прокурора в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным основаниям.
Глава МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района Аджимусаев К.Х. исковые требования прокурора признал полностью и суду пояснил, что невыполнение требований законов по вывозу и сбору бытовых отходов связано с отсутствием собственных денежных средств, техники и оборудования. Выделение средств из других бюджетов на эти цели по закону не предусмотрено. Место для сбора бытового мусора у них есть, но на него не подготовлены документы.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РД Каяев Т.Р. поддержал исковые требования прокурора.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе и обоснованы, представленными им доказательствами.
Проверкой, произведенной прокуратурой, установлено, что в населенном пункте МО «сельсовет Геметюбинский» в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села производят администрация и жители села, без учета климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно- эпидемиологическими требованиями. Вывозимые администрацией МО «сельсовет Геметюбинский» и жителями населенного пункта твердые бытовые отходы и мусор складируется и хранится на необорудованном полигоне. Полигон (свалка) для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
Подпунктами 18,19 ст.14 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.
Статьями ст.ст.4,22 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от Дата обезличена «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относятся обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических,
социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
«Санитарными правилами содержания территорий населенных мест»
(СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрена необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, в соответствии с которой определяется очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстроя России от Дата обезличена Номер обезличен, рекомендовано руководителям органов местного самоуправления - заказчикам генеральных планов городских и сельских поселений при подготовке заданий на разработку и корректировку градостроительной документации обеспечить наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации в составе генеральных планов.
Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также определил конкретные мероприятия, которые необходимы для организации данной деятельности.
Вышеперечисленные требования законов и иных нормативных правовых актов администрацией муниципального образования «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района не выполнены, не приняты в рамках предоставленных полномочий органами местного самоуправления муниципального образования необходимые нормативные правовые акты в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не организован в предусмотренном законодательстве порядке их сбор и вывоз.
Как следует из объяснения главы МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района Аджимусаева К.Х., причиной ненадлежащей организации работы по сбору и вывозу мусора, его размещению и оборудованию полигона является отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования.
Между тем, в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления
поселения подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.14,подп.3 п.1 и п.2 ст.17Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.
В соответствии со ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями, в связи с чем, у администрации поселения имеется реальная возможность для решения данного вопроса местного значения.
Однако, несмотря на представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки, внесенного 27.02. 2010 года в адрес главы МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района в целях устранения допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, на неоднократные меры воздействия контрольно-надзорных служб, являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «сельсовет Геметюбинский» требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются должным образом и по настоящее время.
Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.
Из заключений Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ТО Управления Росприроднадзора по РД в г. Кизляр следует, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения
вреда окружающей среде.
Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.
При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.
Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, бездействием администрации МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека и, гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.
Статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По характеру данный иск касается вопросов прекращения экологически вредной деятельности на территории муниципального образования за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц и не связан с экономической деятельностью.
В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Таким образом, исходя из характера правоотношений и из субъективного состава участников, возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Обязать администрацию МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:
- организовать уборку территории МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» утвержденных Минздравом СССР Дата обезличена года Номер обезличен;
- в срок до Дата обезличена года организовать разработку и принятие в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора с территории МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.);
- в срок до Дата обезличена года разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПин 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории населенных пунктов;
- в срок до Дата обезличена года ликвидировать стихийно организованную на окраине села Геметюбе свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой;
- в срок до Дата обезличена года организовать оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПин 2.1.7. 1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена года, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона;
- организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине села Геметюбе.
Взыскать с ответчика администрации МО «сельсовет Геметюбинский» Бабаюртовского района РД в доход государства государственную пошлину в размере 4 (четыре) тысяча рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено Дата обезличена года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья
Бабаюртовского районного суда: С.К.Сатыбалов