о признании бездействия администрации МО `с.Хамаматюрт`незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года село Бабаюрт

Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шаипова А.А., при секретаре Чораевой Д.М., с участием помощника Махачкалинского межрайонного прокурора РД Магомедова М.Н. и представителя администрации МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД к администрации муниципального образования «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности,

у с т а н о в и л;

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «село Хамаматюрт»Бабаюртовского района РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД и выявлены следующие нарушения требований природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении бытовых отходов на указанной территории. Так, в нарушение ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.4, ч.2 ст.21 ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»,Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР Дата обезличена года N 4690-88 и ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от Дата обезличена N 158-СТ, в населенном пункте МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых и в местах общего пользования. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села производят администрация и жители села, без учета климатических условий. Тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вывозимые администрацией МО «село Хамаматюрт» и жителями населенного пункта твердые бытовые отходы и мусор, складируется и хранится на необорудованном полигоне, расположенном на юго-западной окраине села, размерами захламленной территории 50x30x0,8 метров. При этом, вопреки требованиям ст. 34, ч.2 ст. 51 Закона "Об охране окружающей среды", ст.18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 10,11,12,18 и 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 34 ст. ст.11, 22 и 42 Федерального закона "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от Дата обезличенаг. N 16 "О введении в действие санитарных правил", которым были утверждены и введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.Дата обезличена-01" и СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена, полигон (свалка) для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, проведения экологических и санитарных обследований, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов. Вышеуказанное подтверждается материалами проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры: актом совместной проверки Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан и ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляр по Бабаюртовскому району от Дата обезличена г. Номер обезличен; справкой - заключением ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляр о соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещению бытовых отходов в населенных пунктах Бабаюртовского района от Дата обезличена г. Указанные нарушения закона допущены по вине должностных лиц органов местного самоуправления МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района и они имеют место по настоящее время. Подпунктами 18,19 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др. Нормами ст.ст.4,22 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от Дата обезличена «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления. Между тем, во исполнение п.1 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в муниципальных образованиях не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Так, не определен в соответствии с п.3 ст. 13 названного Федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие). В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относятся обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрена необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, в соответствии с которой определяется очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств. Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстроя России от Дата обезличена г. Номер обезличен, рекомендовано руководителям органов местного самоуправления -заказчикам генеральных планов городских и сельских поселений при подготовке заданий на разработку и корректировку градостроительной документации обеспечить наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации в составе генеральных планов. Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также определил конкретные мероприятия, которые необходимы для организации данной деятельности. Вышеперечисленные требования законов и иных нормативных правовых актов администрацией муниципального образования«село Хамаматюрт» Бабаюртовского района не выполнены, не приняты в рамках предоставленных полномочий органами местного самоуправления муниципального образования необходимые нормативные правовые акты в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не организован в предусмотренном законодательстве порядке их сбор и вывоз. Между тем, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст. 14, подп. 3 п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д. В соответствии со ст.ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями, в связи с чем у администрации поселения имеется реальная возможность для решения данного вопроса местного значения. Однако, несмотря на представление природоохранной прокуратуры по результатам проверки, внесенного в адрес главы МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района в целях устранения допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, на неоднократные меры воздействия контрольно-надзорных служб, являясь в соответствии со ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «село Хамаматюрт» требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются должным образом и по настоящее время. Размещаемые на стихийно образованной мусоросвалке отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Из заключений Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ТО Управления Росприроднадзора по РД в г. Кизляр следует, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Согласно ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время. Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, бездействием администрации МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Как следует из ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. По характеру данный иск касается вопросов прекращения экологически вредной деятельности на территории муниципального образования за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц и не связан с экономической деятельностью. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами. Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Таким образом, исходя из характера правоотношений и из субъектного состава участников, возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.

На судебном заседании прокурор Магомедов М.Н. исковые требования поддер­жал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД Хурунов Н.Х. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил суду, что в муниципальном образовании «село Хамаматюрт» отведен земельный участок на расстоянии одного кило­метра от жилых домов для размещения бытовых отходов, но на него не составлена проектно-сметная документация, не согласован с органами санитарно-эпидемиологической службы, территория не ограждена, а вывоз мусора осуществляется по устной договорен­ности с частным лицом. О необходимости устранении этих нарушений неоднократно ука­зывалось предписаниями контролирующих органов и представлениями органов прокура­туры. Однако ввиду отсутствия достаточных денежных средств для этих целей, указанные нарушения продолжают иметь место.

Представители третьих лиц- Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства не явились.

Согласно ч..2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав прокурора Магомедова М.Н., представителя ответчика Хурунова Н.Х. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или инте­ресов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо­ваний и пользуется всеми процессуальными правами истца, несет все его процессуальные права и обязанности.

Согласно п. 3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требу­ет защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Судом установлено, что в границах муниципального образования «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД организован и функционирует полигон для размещения отходов с нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законода­тельства. Эти обстоятельства подтверждаются ответчиком не оспариваются и объясне­ниями представителя ответчика, актом ведущего специалиста -эксперта Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Номер обезличен от Дата обезличена года, представлением Махачкалинского межрайонного прокурора от Дата обезличена го­да, заключением председателя Хасавюртовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Номер обезличен от Дата обезличена года, заключением начальника территори­ального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в гор. Кизляре, справкой проведен­ной совместно прокуратурой Бабаюртовского района РД и Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой РД об исполнении муниципальными образованиями Ба­баюртовского района РД с проверки законодательства об отходах производства и потреб­ления от Дата обезличена года.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от Дата обезличена г. "Об отходах производства и потребления" запре­щает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, ку­рортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При этом ст. 8 ФЗ организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления город­ских округов.

Статья 3 ФЗ от Дата обезличена г. "Об охране окружающей среды" предусматривает от­ветственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от Дата обезличена г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного зна­чения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промыш­ленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В соответствии со ст.ст. 9, 1 39 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного само­управления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального обра­зования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечения меж­бюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что исковые требова­ния Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД в интересах неопре­деленного круга лиц к муниципальному образованию «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района о признании бездействия выразившиеся отсутствии надлежащей организации сани­тарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения и возложении на него обязанностей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах посе­ления в соответствии с действующим законодательством обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД удовлетво­рить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД выразившееся в отсутствии надлежащей организации сани­тарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Обязать администрацию муниципальное образования «село Хамаматюрт» Бабаюртовско­го района РД организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу твер­дых бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законо­дательством:

- в пятимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда организовать уборку территории МО «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района от твердых бы­товых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Мин­здравом СССР Дата обезличена года Номер обезличен;

- в пятимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п. 3 ст. 13 Федераль­ного закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов по­требления и мусора с территории МО «село Хамаматюрт», предусматривающий их разделе­ние на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.);

- в пятимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разрабо­тать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории населенного пункта;

- в семимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидиро­вать стихийно организованную на окраине МО «село Хамаматюрт» свалку бытовых отходов, произ­вести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой;

- в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда организовать оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвре­живанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государствен­ным санитарным врачом РФ Дата обезличенаг., с определением конкретного пользователя (арен­датора) земельного участка и владельца полигона.

- организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно обра­зованном полигоне (свалке) на окраине МО «село Хамаматюрт».

Взыскать с муниципального образования «село Хамаматюрт» Бабаюртовского района РД в доход государства государственную пошлину в сумме 200 ( двести ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Бабаюртовский район­ный суд РД в течение 10 дней со дня провозглашения.

Судья, подпись

Копия верна:

Судья А.А.Шаипов