Решение
Именем Российской Федерации
с. Бабаюрт ДД.ММ.ГГГГ
Бабаюрговский районный суд РД в составе председательствующего судьи Сатыбалова С. К. при секретаре Мухатовой Н.С.,
с участием заместителя прокурора Бабаюртовского района РД Мамашева А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Османова Г. И. к Управлению социальной защиты населения в МО «Бабаюртовский район», Федеральной службе по труду и занятости РФ, Министерству труда и социального развития РД о взыскании в его пользу за счет федерального бюджета РФ недополученной суммы в возмещение вреда здоровью в размере 1554350 рублей 33 копейки и ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 31886 рублей 94 копейки,
установил:
Османов Г.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «Бабаюртовский район», Федеральной службе по труду и занятости РФ. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании в его пользу за счет федерального бюджета РФ недополученную сумму в возмещение вреда здоровью в сумме 1 554 350 рублей 33 копейки и ежемесячно в размере 31 886 рублей 94 копейки, указав, что ему как, инвалиду второй группы, связанной с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС со 100% потерей трудоспособности, в период исполнения (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) обязанностей военной службы, Федеральным Законом № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ.от ДД.ММ.ГГГГ № 168-ФЗ,от23.10.2003г. № 132-ФЗ,от26.04.2004г. №31-ФЗ,от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ (ред.29.12.2004г) с изменениями внесенными Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ.. Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ, № 150-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 194-ФЗ., Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ., от23.12.2003г. №- ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ) (далее - базовый Закон) гарантированы определенные льготы и преимущества, в том числе, на основании статьи 14. пункт 25 (в редакции федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ т.) гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по } (иквидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 2500 рублей (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). В периоде ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производили индексацию «чернобьшьских» выплат, тем самым, нарушив статью 5 абзац 3 базового Закона.
На неоднократные обращения в УСЗН по поводу индексации, но получал отказ со ссылкой на отсутствие нормативных актов. Считает, что выплата инвалидам - чернобылыдам возмещения вреда, вызванного повреждением здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть признана компенсацией и социальной выплатой, в связи, с чем сумма в возмещение вреда должна бьпь проиндексирована по индексам увеличения минимального размера оплаты труда до ДД.ММ.ГГГГ Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководсгоовагься вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежи признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, пункт 2. Постановления КС РФ №-п гласит из статьей 1,2 и 7 Конституции Российской федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда аоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно- правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря \ 1997 года №-ГГ.) В рамках правового регулирования этих отношений гражданам ; гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни (часть первая статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в первоначальной редакции). В силу статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Учитывая, что вред, причиненной чернобыльской катастрофой, является, вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности. Из статей 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, -конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. То обстоятельство, что Правительством РФ своевременно не изданы соответствующие нормативные акты, определяющие порядок выплат и коэффициенты индексов, не может служить основанием отказа в требованиях, т.к. в данном случае нарушены его права, установленные законом от ДД.ММ.ГГГГ№ -ФЗ. КС РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введенный данным законом, предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования, что и было проигнорировано Правительством РФ. На основании вышеуказанного, считает, что возмещение вреда причиненного здоровью Чернобыльской катастрофой, необходимо было индексировать следующим образом: Коэффициент для участников 1986 г. составляет 6,7. За период участия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за сентябрь и октябрь 1986г. он получил зарплату всего: 852 рублей 63 копейки: 2 месяца = 426 руб. 32коп. Следовательно, индексация должна была произведена следующим образом:
426р.32к.х6.7х6хЗх2,5х1,9х1,81х1,9х1,4х1,68х1,27х1,26х1,05х1,045х1,2:1000 (деноминация 1998г.) =4162руб. 05коп. Руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он имеет право требовать индексацию недополученных сумм с ДД.ММ.ГГГГНа судебном заседании представитель истца по доверенности Шамилов К.Х. требования истца поддержал частично, просил суд взыскать с ответчика единовременно 507 тыс. 932 руб. 74 копейки и ежемесячно 15 тыс. 412 руб. 58 копеек по следующим расчетам
528.21х6,7х6х2,5х1,9х1,81х1,9х1,4х1,678х1,27х1,259х1,05х1,048х 1,045x1,2x1,1 х!00% : 1000-1977р.65к.
с 01. 07.2000 по ДД.ММ.ГГГГ 1977,65x1,581=3126,66x6=18759,96-6445,02=12314,94
исходя из роста МРОТ
сОШ.2001 по 31. 12.2001 3126,66x1,515=4736,89x12=56842,68-30000,00=26842,68
исходя из роста МРОТ
с ДД.ММ.ГГГГ по 31. 12.20024736,89x1,14=5400,05x12=64800,60-31920,00=32880,60
исходя из В11М для пенсионеров.
с 01. 01. 2003 по 31. 12.2003 5400,05x1,299=7014,67x12=84176,04-37632,00=46544,04
исходя из ВПМ для пенсионеров.
с 01. 01. 2004 по 31. 12.2004 7014,67x1,4025=9838,07x12=118056,84-41400.00=76656,84
исходя из ВПМ для пенсионеров.
с 01. 01. 2005 по 31. 12.2005 9838,07x1,11=10920,26x12=131043,12-45954,00=85089,12
ФЗ«О федеральном бюджете на 2005г».
с ДД.ММ.ГГГГ по 31. 12.2006 10920,26x1,09=11903,08x12=142836,96-50089,92=92747,04
ФЗ«О федеральном бюджете на 2006г».
с 01. 01. 2007 по 31. 12.2007 11903,08x1,08=12855,33x12=154263,96-54097,08=100166,88
Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
с ДД.ММ.ГГГГ по 31. 05.2008 12855,33x1,105=14205,14x12=170461,68-130781,43=39680,25
Постановление Правительства РФ № ДД.ММ.ГГГГ
с 01. 01. 2009 по 31. 05.2009 14205,14x1,085=15412,58x5=77062,90-82052,55= - 4989,65
Пятьсот семь тысяч девятьсот тридцать два рубля 74 копеек - единовременно. Пятнадцать
тысяч четыреста двенадцать рублей 58 копеек - ежемесячно.
Он считает необоснованным возражения УСЗН по следующим основаниям, утверждение:
«...размер ежемесячной денежной компенсации не может быть проиндексирован с
применением коэффициентов (3x2,5x1,9x1,81x1.4x1,68х1,27х1,26х 1,05x1,045x1,2.)
поскольку в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №...для исчисления размера суммы в
возмещение вреда здоровью должна быть проиндексирована с учетом следующих
коэффициентов - 6,7x6x2,5x1,9x1,81x1,9x1,4x1,678x1,2x1,259x1,05x1,048x1,045x1,2x1,1» не
соответствует Федеральному законодательству. Закон РФ «О повышении государственных
пенсий в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Министерства труда и
социального развития 2, Российской Федерации № от ЗОЛ 1.2001г. предлагают
коэффициенты индексации с IV квартала 1992г. и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Коэффициенты 6,7 и 6 определены Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с
исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции №180-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
То есть, данное постановление определяет коэффициент 6,7 для участников 1986г. и
коэффициент 6 на период до ДД.ММ.ГГГГ, а пенсионные коэффициенты предлагают
индексацию с 1У квартала 1992г., также как и коэффициенты по Постановлению № с
ДД.ММ.ГГГГ Применять тот или иной вариант коэффициентов является прерогативой суда
(п.5,4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ). В данном случае, применение коэффициентов предлагаемых УСЗН МО «Бабаюртовский район» ущемляет мои конституционные права. Они охватывают период с 1993г. по 1997г., а 1998-99г.г., остаются не проиндексированными, а также сводный коэффициент ниже, чем пенсионные коэффициенты (19,16 - по №, 19,68 - по пенсионным коэффициентам).
Представители УСЗН МО «Бабаюртовский район», за 2002г. не правильно применяют индексы ВПМ по РД, пропуская, коэффициент «1,2584», применив: за 2002г. - 1,1608 вместо- 1,2584; за 2003г. - 1.139 вместо- 1,1608; за 2004г. - 1,1 вместо - 1,139. В своих возражениях УСЗН МО «Бабаюртовский район» пропускает коэффициент «1,1» с ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на Постановление Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, абзац 2, пункта 7, данного постановления гласит:
Часть третья статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ)_не исключает возможность индексации после ДД.ММ.ГГГГ максимального размера выплат,_перечисленных в частях первой и второй данной нормы, хотя не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью, в соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений.
Это означает, что, Бабаюртовский районный суд, при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ применил более благоприятный для получателя, вариант индексации, с применением коэффициента «1,1» с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ (момента вступления в силу базового Закона - в редакции №31-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), не допустив при этом нарушений Федерального законодательства. Им и УСЗН МО «Бабаюртовский район» сведения о заработной плате, были представлены не правильно, т.е. полученную им сумму в размере 852рубля 63 копейки разделили на 2 месяца и получили 426рублей 32 копейки. Он участвовал в ЛПК наЧАЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 41 дней, соответственно: 852р.63к.:41х 25,4 (средне календарный месяц) = 528р. 21 к., т.е. сумма заработка, учитываемая в данном возражении - верна. УСЗН безосновательно занижает коэффициенты индекса за 2002-2004г.г., повторно введя в заблуждение судебные органы. Они обратились за разъяснениями в Федеральную службу государственной статистики по РД. Руководство Федеральной службы государственной статистики по РД, им дали разъяснение в том, что они пользуются устаревшими данными и дали уточненные официальные данные (по данным на май 2009г.), коэффициентов величины прожиточного минимума по <адрес>, за период с 2002г. по 2004г., исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ Величина прожиточного минимума по РД (в руб.)-2002 год-1140,0; 2003 год-1299,0; 2004 год -1402,5.
Представитель ответчика по доверенности Бекболатова А.А. исковые требования Османова Г.И. признала частично и суду пояснила, что размер ежемесячной денежной компенсации не может быть проиндексирован с применением коэффициентов (3x2.5x1,9x1,81x1,4x1,68x1,27x1,26x1,05x1,045x1,2) поскольку в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» сумма среднемесячного заработка Г.И.Османова для исчисления размера суммы в возмещение вреда здоровью должна быть проиндексирована с учетом следующих
коэффициентов -6,7 х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х 1,4 х 1,678 х 1,27 х 1,259 х!,05 х 1,048 х "1,045x1,2 х 1,1.
Также размер ежемесячной компенсации не может быть исчислен с применением коэффициентов роста величины прожиточного минимума (1,14; 1,299; 1,385) поскольку пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислен путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для ! определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного 1 минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
В связи с чем, ежемесячная сумма в возмещение вреда должна быть 1 проиндексирована с 2002 года по 2004 год на индексы величины прожиточного минимума (далее ВПМ) Так индекс ВПМ за 2003 год равен средняя ВПМ 2002 года деленная на, среднюю ВПМ 2001 года (И 13+1151 + 1115+1181):(962+973+960+1033):4)=1,1608(поРД) Индекс ВПМ за 2003 год рассчитан в соответствии с постановлениями, Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№,от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,от06.06.2002г.№105,от29.07.2002г.№133от ДД.ММ.ГГГГ№,от ДД.ММ.ГГГГ№,от ДД.ММ.ГГГГ№. Индекс ВПМ за 2003 год равен средняя ВПМ 2003 года деленная на среднюю ВПМ 2002 года (1254+1290+ШО+1332):4):(1113+1151+1115+1181):4)=1,139(поРД) Индекс ВПМ за 2004 год рассчитан в соответствие с постановлениями Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,от ДД.ММ.ГГГГ№,от30.06.2003г.№169,от15.09.2003г.№260,от28.01.2004г.№14,от12.03.2004 г.№71. Согласно архивной справке Министерства обороны Украины имеющийся в деле получателя ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Г.И.Османов принимал участие на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (41 день). Из справки о заработной плате (имеющийся в личном деле Г.И.Османова) выданной ДД.ММ.ГГГГ Дзержинским ХРСУ Бабаюртовского района следует, что Г.И.Османову начислена заработная плата -за сентябрь 1986 года-113,76 руб., за октябрь- 738,87 рублей. В соответствие с указанием Министерства социальной защиты населения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-У (Раздел 3) среднемесячный заработок для назначения пенсии, граждан (в том числе временно направленным или командированным) работавшим по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы по несколько дней в одном или разных месяцах с перерывами или в одном календарном году, или в течение 12 месяцев, но в разные календарные годы исчисляется следующим образом: производится суммирование всех рабочих дней и среднемесячный заработок исчисляется путем деления общей суммы заработка на фактически отработанные дни, а полученная сумма умножается на 25,4.
В связи с чем, среднемесячный заработок Г.И.Османова для исчисления размера ежемесячной суммы в возмещения вреда здоровью составит (113,76+738,87):41 х 25,4=528,21 руб. С учетом вышеизложенного размер ежемесячной денежной компенсации
| возмещение вреда здоровью Г.И.Османову
)юставит:528,21х6,7х6х2 5x1,9x1,81x1,9x1,4x1 678x1,27x1,259x1,05x1,048x1,045x1,2x1,1х
1100%: 1000=1977,65 руб."
период | Индекси | Коэф. | Проиндек | Кол-во | Выплачен | разница | Итого | Примечание |
руемая | индекс | сиров, | месяц | ная сумма | (5гр.х7гр) | |||
сумма | сумма | |||||||
1 1 | ? | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
С | 1977,65 | 1,581 | 3126,66 | 6 | 1074,17 | 2052,49 | 12314,94 | По МРОТ |
ДД.ММ.ГГГГ | ||||||||
по | ||||||||
ДД.ММ.ГГГГ | • | |||||||
С | 3126,66 | 1,515 | 4736,88 | 12 | 2500 | 2236,88 | 26842,56 | По МРОТ |
ДД.ММ.ГГГГ | ||||||||
по | ||||||||
ДД.ММ.ГГГГ | ||||||||
С | 4736,88 | 1,1608 | 5498,57 | 5 мес. | 2500 2620 | 2998,57 | 14992,85 | исх. из |
ДД.ММ.ГГГГ | 1 мес. | 2800 | 2878,57 | 2878,57 | ВПМ для | |||
по | 6 мес, | 2698,57 | 16191,42 | пенсион | ||||
ДД.ММ.ГГГГ | поРД | |||||||
С | 5498,57 | 1,139 | 6262,87 | 12 | 3136 | 3126,87 | 37522,44 | исх. из |
ДД.ММ.ГГГГ | ВПМ для | |||||||
по | пенсион | |||||||
ДД.ММ.ГГГГ | поРД | |||||||
С | 6262,87 | 1,1 | 6889,15 | 12 | 3450 | 3439,15 | 41269,80 | ФЗ«О |
ДД.ММ.ГГГГ | федер | |||||||
по | бюджет на | |||||||
ДД.ММ.ГГГГ | 2004г.» | |||||||
С | 6889,15 | 1,11 | 7646,95 | 12 | 3829,50 | 3817,45 | 45809,40 | Ф3«0 |
ДД.ММ.ГГГГ | федер | |||||||
по | бюджет на | |||||||
ДД.ММ.ГГГГ | 2005г.» | |||||||
С | 7646,95 | 1,09 | 8335,17 | 12 | 4174,16 | 4161,01 | 49932,12 | ФЗ«О |
ДД.ММ.ГГГГ | федер | |||||||
по | бюджете | |||||||
ДД.ММ.ГГГГ | на 2006г.» | |||||||
С | 8335,17 | 1,08 | 9001,98 | 12 | 4508,09 | 4493,89 | 53926,68 | Пост. |
ДД.ММ.ГГГГ | Прав. РФ | |||||||
по | № от | |||||||
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | |||||||
г. |
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 9001,98 | 1,105 | 9947,18 | 5 мес. 7 мес. | 4981,44 15124,89 | 4965,74 -5177,71 | 24828,70 -36243,97 =-11415,27 | Пост. Прав.РФ № от ДД.ММ.ГГГГ |
г. | ||||||||
ДД.ММ.ГГГГ | 9947,18 | 1,085 | 10792,69 | 5 | 16410.51 | -5617,82 | -28089,1 | Пост. Прав. РФ № |
от ДД.ММ.ГГГГ | ||||||||
г. |
В связи, с чем единовременная сумма, которая может быть выплачено Г.И.Османову составит-262176 руб.41 коп.
С учетом изложенного Г.И. Османову может быть установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10792 руб.69 коп.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития РД на судебное заседание, не явился, попросив рассмотреть дело без его участия, признав при этом иск частично.
Представитель ответчика - Федеральной службы по труду и занятости на судебное заседание, будучи надлежаще уведомлен о времени И месте рассмотрения дела, не явился.
Суд. заслушав объяснения сторон, мнение прокурора, посчитавшего возможным удовлетворить иск частично и по расчетам УСЗН, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковое заявление частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец Османов Г.И. является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 3-ей группы с диагнозом: «Увечье получено в период исполнения обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» с утратой трудоспособности на 50 %. с ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям ему установлена инвалидность 2-ой группы с утратой трудоспособности на 100%.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Суд, исходя из исследованных доказательств считает, что расчеты УСЗН <адрес> являются мотивированными, основаны на действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы индексации возмещения вреда.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» сумма среднемесячного заработка Османова Г.И. для исчисления размера суммы в возмещение вреда здоровью должна быть проиндексирована с учетом следующих коэффициентов: 6,7x6x2,5x1,9x1,81x1,9x1,4x1,678x1,27x1,259x1,05x1,048x1,045x1,2x1,1.
Сумма среднемесячного заработка Османова Г.И. в 528 рублей 21 копейки и применение указанных коэффициентов стороной истца на судебном заседании признана правильным.
В соответствии с нормами ч.З ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 318 ГК РФ, допускавшими возможность индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и иных
ежемесячных и ежегодных выплат, предусмотренных Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законодательством МРОТ указанная сумма подлежит индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин МРОТ, т.е. с применением коэффициента роста МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ - 1,581, с ДД.ММ.ГГГГ- 1,515, поскольку индексация получаемых в возмещение вреда истцом сумм УСЗН не производилась в соответствии с ч.З ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из индекса роста потребительских цен.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат подлежали индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в после ДД.ММ.ГГГГ
- роста прожиточного минимума в субъекте РФ, то есть с применением коэффициентов ВПМ по РД с ДД.ММ.ГГГГ - 1,608, с января 2003 года -1,139.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ индексация производится на коэффициенты роста уровня инфляции, предусмотренные в бюджете РФ на соответствующий год, т.е. на 2004г. -1,1, па 2005 г. -1Л 1, на 2006 г. - 1,09, на 2007 г. - 1,08, на 2008 г. - 1,105, на 2009 г. - 1,085.
С учетом изложенного сумма недоплаты за 2000 год составляет: 1977,65x1,5 81=3126,66-1074.17=2052,49x6=12314,94.
Сумма недоплаты за 2001 год составляет:3126,66x1,515= 4736,88-2500 = 2236,88 х 12=26842,56.
Сумма недоплаты за 2002 год составляет: 4736,88x1,1608=5498,57-2500 = 2998,57 х 5мес.= 14992.85; 5498,57-2620=2878,57х1мес.=2878,57; 5498,57 -2800 = 2698,57 х бмес. = 16191,42.
Сумма недоплаты за 2003 год составляет: 54988,57x1,139=6262,87-3136 = 3126,87 х 12
--= 37522,44.
Сумма недоплаты за 2004 год составляет: 6262,87x1,1,=6889,15 -3450 = 3439,15 х 12 = 41269.80.
Сумма недоплаты за 2005 год составляет: 6889,15x1,11=7646,95-3829,50 = 3817,45 х 12 =45809,40.
Сумма недоплаты за 2006 год составляет: 7646,95x1,09=8335,17- 4174,16 = 4161,01 х! 2
-=49932.12.
Сумма недоплаты за 2007 год составляет: 8335,17x1,08=9001,98-4508,09 = 4498,89 х 12 =53926,68.
По решению Бабаюртовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено обязать УСЗН в МО «Бабаюртовский район» РД с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно за счет средств федерального бюджета Османову Г.И. выплачивать денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 14851 рубль 13 копеек.
Решение суда в этой части исполнялось УСЗН по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение районного суда отменено полностью и дело направлено в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела установлено, что Османову Г.И. в 2008 году полагалось е выплате ежемесячно 9947 руб. 18 копеек, а в 2009 году 10792 руб. 69 копеек. Эти расчеты УСЗН суд считает обоснованными.
Таким образом, Османову Г.И. за 7 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2009 года произведена переплата соответственно 11415 руб. 27 копеек и 28089 руб. 10 копеек, что суд считает необходимым учесть при определении задолженности УСЗН перед Османовым Г.И..
Эти расчеты выглядят следующим образом.
Сумма недоплаты за 2008 год составляет: 9001,98x1,105-9947,18-4981,44 = 4965,74 х 5 лес. - 24828.70; 9947,18- 15124,89 = (-5177,71) х7= 36243,97 = (- 11415,27).
Сумма недоплаты за 2009год составляет: 9947,18x1,085=10792,69 --(-16410,51) = (-56П,82) х 5 = (-28089,1).
Суд считает неправильным требования истца по применению при расчете сумм возмещения вреда здоровью, подлежавших выплате в 2004 году, два коэффициента индексации: 1.139 (коэффициент роста величины прожиточного минимума в РД) и 1.1 (коэффициент индексации, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В п. 8.2 постановления Пленума Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что. разрешая споры, возникшие в связи с отказом в индексации компенсационных выплат, исходя из уровня инфляции, в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», необходимо учитывать, что требования о проведении такой индексации, заявленные лицами, которым компенсационные выплаты были проиндексированы с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, не могут быть удовлетворены, поскольку это приведет к индексации на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за один и тот же период.
Руководствуясь ст. 194-199 УПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковое заявление Османова Г. И.частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения в МО «Бабаюртовский район» единовременно за счет средств федерального бюджета в пользу Османова Г. И.недополученную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 262176 руб.41 копейки.
Обязать с Управления социальной защиты населения в МО «Бабаюртовский район» с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно за счет средств федерального бюджета ОсмановуГ.И.выплачивать денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 10792 рубля 69 копеек.
Взыскать с Управления социальной защиты населения в МО «Бабаюртовский район» государственную пошлину в размере 5222 рубля.
В остальной части иска Османову Г.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Председательствующий
Решение отпечатано в совещательной комнате.