Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Бабаюрт ДД.ММ.ГГГГ Бабаюртовский районный суд РД в составе: председательствующего - судьи Меджидова З.М., с участием помощника прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД Магомедова М.Н., представителя ФГУ «Минмелиоводхоз РД» по доверенности ФИО5, при секретаре - Бекболатове И.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному учреждению «ФИО5» (далее ФГУ «ФИО5» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, У с т а н о в и л : Прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД ФИО5 обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд и просить: I. Признать незаконным (противоречащим законодательству об охране окружающей среды) бездействие дирекции Федерального государственного учреждения «ФИО5» по организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений гидротехнических сооружений канала им. Дзержинского с головным водозабором Дзержинского филиала ФГУ «ФИО5», а именно без разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в У правление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. 2. 0бязать Федеральное государственное учреждение «ФИО5» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений канала им. Дзержинского с головным водозабором Дзержинского филиала ФГУ «ФИО5» в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор страхования РИСКR гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; - в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений; - обязать ФГУ «ФИО5» установить рыбозащитное устройство на головном водозаборном сооружении канала им. Дзержинского; мотивируя свои требования тем, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Средне-Кавказского Управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения руководством ФГУ «ФИО5» природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений канала им. Дзержинского с головным водозабором Дзержинского филиала ФГУ «ФИО5». Проверкой установлено, что Федеральное государственное учреждение «ФИО5» СВ дальнейшем Учреждение) образовано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, N"548 с целью создания необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных, водохозяйственных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем. В оперативном управлении Учреждения, наряду с другими гидротехническими сооружениями, находится канал им. Дзержинского с головным водозабором который предназначен для орошения 58 тыс.га 16 районов РД. I1з акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Средне-Кавказским управлением Ростехнадзора по РД следует, что железобетонные конструкции в верхнем и нижнем бьефах головного водозаборного сооружения имеют трещины, размыты стыки между железобетонными плитами. Из-за длительного срока эксплуатации гидромеханическое оборудование ГТС (щитовые затворы, шандоры, подъемники) физически и морально устарели. При прохождении больших паводков по р. Терек могут выйти из строя. В зоне затопления окажутся населенные пункты: с. Акболаюрт, с. Дзержинское, с. Адильянгиюрт, кутаны межпоселковые дороги, коммуникации. Подводящий канал к головному сооружению и сам канал им. Дзержинского заилены, что приводит к уменьшенИ}О пропускной способности данных каналов. Из-за отсутствия на головном водозаборном сооружении рыбозашитного устройства не исключается попадание молоди рыбы в мелиоративные сети, что приводит к ее гибели и тем самым наносится непоправимый ущерб рыбной отрасли. Данное обстоятельство установлено также проверкой ЗКТУ Росрыболовства ( акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). В связи с отсутствием работоспособной специальной техники и материальных средств проводимые филиалом работы не обеспечивают технически исправное состояние ГТС, в связи с чем угроза возникновения аварийных ситуаций на ГТС имеет место. В перечне объектов на про ведение противопаводковых мероприятий за счет средств федерального бюджета предусмотрено выделение финансовых средств в размере 1 млн. руб. на данный объект ГТС. Также предусмотрено выделение 500 т. руб. на замену затворов головного водозаборного сооружения. Объем работы позволить провести работы лишь на наиболее опасных участках, общее же состояние ГТС, фактический срок которых значительно превышает нормативны, остается неудовлетворительной. Расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, согласованный с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которой может быть причинен этот вред, полис и договор обязательного медицинского страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, ЗДОРОВЬЮ физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС отсутствует. Декларация безопасности ГТС и критерии безопасности ГТС канала им.Дзержинского с головным водозаборным сооружением не разрабатывалась и не утверждалась, хотя декларация безопасности должна была разработана в первом квартале 2010. Государственная экспертиза проектной документации ГТС и государственная экспертиза декларации безопасности ГТС отсутствуют. До устранения выявленных нарушений на ГТС канала им. Дзержинского с головным водозаборным сооружением Дзержинского филиала Ф ГУ «ФИО5» угроза возникновения чрезвычайной ситуации будет сохраняться. Указанное является нарушением требований законодательства об охране окружающей среды. Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность), а экологическая безопасность состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Из статей 34 и 43 настоящего закона следует, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. В соответствии с частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушения прав других собственников, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. В статье 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. В части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации. Частями первой, третьей и четвертой статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная экспертиза указанной декларации безопасности про водится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций. Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. На основании утвержденной декларации безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский реестр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию. В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 3 на территориальные органы Ростехнадзора по технологическому и экологическому надзору возложены полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений. На территории Республики Дагестан данные полномочия осуществляет Средне-Кавказское управление Ростехнадзора по Республике Дагестан. Статьей 15 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Из статьи 17 этого же Федерального закона следует, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Из объяснений директора Дзержинского филиала ФГУ «ФИО5» ФИО5 причиной изложенных нарушений является отсутствие финансовых средств. Как следует и акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Средне- Кавказским управлением Ростехнадзора по Р Д и акта проверки ЗКТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № при эксплуатации ГТС с указанными выше нарушениями сохраняется риск возникновения аварийной ситуации с затоплением значительной территории вдоль канала, с причинением крупного ущерба юридическим и физическим лицам, гибели большого количества молоди рыбы в результате попадания в мелиоративные сети. Таким образом, имеется реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного я катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Между тем, согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.l ст.9), каждый имеет право на жизнь (ч.l ст.20), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Статьей 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые заключаются в нижеследующем. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. В ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений определена как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а обеспечение безопасности гидротехнического сооружения как разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Из ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, учета природных особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ФГУ «ФИО5» не может быть опровергнута в настоящее время. Таким образом, неисполнением собственником и эксплуатирующей организацией гидротехнических сооружений возложенных законом обязанностей и не принятием мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС, непосредственно нарушаются вышеуказанные права и интересы неограниченного круга лиц и создается угроза более существенного их нарушения. Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Как следует из ст.. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. По характеру данный иск касается вопросов запрещения экологически вредной деятельности за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц и создающих угрозу их нарушения, и не связан с экономической деятельностью. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами. Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Таким образом, исходя из характера правоотношений и из субъектного состава участников, возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции. В ходе судебного заседания помощник прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД ФИО5 просил суд требования прокурора удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении прокурора. Представитель ФГУ «ФИО5» по доверенности ФИО5. требования прокурора признал и пояснил, что действительно указанные в заявлении прокурора нарушения требований законодательства имеют место, а из за отсутствия финансовых средств данные нарушения невозможно устранить. Представитель третьего лица Средне-Кавказского управления Ростехнадзора по РД, надлежащее извещенного о времени и места рассмотрения дела в суд не явился, и о уважительных причинах неявки суду не сообщил. Выслушав показания сторон исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Доводы прокурора со ссылкой на ст. 1, ст. 34 и ст. 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на части 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, на ч. 3 ст. 1, статью 9, 11 с. 15 и ст. 17 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", на статью 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на ст. 17 Конституции РФ, на ст.. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды», суд находить обоснованными соответствующими требованиям законодательства, на основании чего приходить к выводу о необходимости удовлетворить требования прокурора. Кроме того, суд принимает признание ответчиком заявленных прокурором требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 и ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Удовлетворить заявленные требования прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД ФИО5 и: I. Признать незаконным (противоречащим законодательству об охране окружающей среды) бездействие дирекции Федерального государственного учреждения «ФИО5» по организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений гидротехнических сооружений канала им. Дзержинского с головным водозабором Дзержинского филиала ФГУ «ФИО5», а именно без разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в У правление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. 2. 0бязать Федеральное государственное учреждение «ФИО5» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений канала им. Дзержинского с головным водозабором Дзержинского филиала ФГУ «ФИО5» в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор страхования РИСКR гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; - в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений; 3. Обязать ФГУ «ФИО5» установить рыбозащитное устройство на головном водозаборном сооружении канала им. Дзержинского; Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в 10-дневный срок со дня его вынесения. Председательствующий Меджидов З.М.