О признании бездействия незаконным и о возложении обустроить перед входом в аптеку пандус и поручни



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


с. Бабаюрт ДД.ММ.ГГГГ

Бабаюртовский районный суд РД в составе:

председательствующего - судьи Меджидова З.М.,

при секретаре Бекболатове И.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Махачкалы к ФИО1 о возложении обязанности обустроить перед входом в аптеку пандус и поручни,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Махачкалы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился суд с заявлением к ФИО1 о признании бездействия индивидуального предпринимателя ФИО1 по оборудованию входа в аптеку и выход из нее устройствами беспрепятственного доступа маломобильных групп населения(пандусом, поручнями) незаконным и обязать ФИО1 обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку гражданам с нарушениями функционально-двигательного аппарата, а именно оборудовать вход (выход) в это помещение пандусом и поручнями в соответствии с требованиями п. 3.1 ОСТ. мотивируя свои требования тем, что индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке, расположенной в доме N22 по <адрес> на основании лицензии N ЛО-05-02-000295 от ДД.ММ.ГГГГ

Проверкой соблюдения ФИО1 лицензионных требований и условий выявлены грубые нарушения.

Установлено, что ФИО1 для предпринимательской деятельности под аптечный пункт использует помещение, в котором отсутствует вход, приспособленный для передвижения людей с нарушением функций опорно­двигательного аппарата (пандус), а также поручней на наружной лестнице. Нарушения подтверждается имеющимися в материалах проверки фотографиями входа в аптеку, а также объяснением руководителя данной аптеки ФИО1

В силу п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 128-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон N 61-ФЗ), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 416 (далее - Положение).

Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 5 Положения). Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 4 Положения.

Подпунктами «а» и «г» пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отнесены в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к· ним требованиям, и соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 55 Закона N 61-ФЗ.

Полномочия по разработке и утверждению нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств, а также определяющих порядок фармацевтической деятельности, возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - МЗ РФ) как федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Так, приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее - ОСТ), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно­правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Пунктом 3.1 ОСТа установлено, что все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций, при этом аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Исходя из вышеперечисленных норм, аптечная организация должна содержать помещение независимо от права собственности или арендных прав в соответствии с необходимыми требованиями и условиями. Обязанность по надлежащему оборудованию используемых индивидуальным предпринимателем для осуществления фармацевтической деятельности помещения лежит на самом предпринимателе, в связи с чем он обязан привести его в соответствие с требованиями п. 3.1 ОСТа.

Отсутствие пандуса и поручней является грубым нарушением лицензионных условий и требований подпункта «а» Положения и пункта 3.1 ОСТа.

Необходимость обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлена тем, что указанные нарушения ущемляют права лиц, физические возможности которых ограничены. Круг указанных лиц, посещающих аптеку, не постоянен и персонально не определен и подобные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми.

В судебное заседание представитель прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы не явился, хотя был извещен надлежащее о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчица по делу ФИО1 в своем заявлении в суд просит рассмотреть дело без ее участия и выслать ей копию решения суда.

Суд, исследовав материалы дела, пояснения помощника прокурора Ленинского района г. Махачкалы и ответчика по делу находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Рос­сийской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 128-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон N 61-ФЗ), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Так из приложенных к материалам дела копии выписка ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована индивидуальным предпринимателем по месту жительства (гос рег. номер 307054712300061).

Из приложенного к материалам дела копии лицензии серии ЛО-2 05 ИП ФИО1 получила лицензию №ЛО-05-000295 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление фармацевтической деятельности.

Из приложенного к материалам дела копии приложения к лицензии ИП ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: <адрес>.

Из приложенного к материалам дела копии договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 арендует нежилое помещение у ФИО1 по адресу: <адрес>.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 416 (далее - Положение).

Согласно ч. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

б) наличие у медицинской организации - соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю:

лекарственными средствами для медицинского применения - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

лекарственными средствами для ветеринарного применения - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения;

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (медицинская организация), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

ж) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление:

лекарственных препаратов для медицинского применения - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

лекарственных препаратов для ветеринарного применения - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:

лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;

лекарственных средств для ветеринарного применения - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения;

и) соблюдение лицензиатом требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";

Так, приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.

В соответствии с п. 3.1. ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях» все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.

Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Однако в абзаце втором п. 3.1 ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях», на которую ссылается прокурор в своих требованиях указано, что аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата носит общий характер, а не на обязанность аптечной организации иметь пандус и поручни. Нет указаний на обязанности аптечных организаций иметь пандуса и поручни и в подпунктах «а» - «и» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 416, а также в ст. 55 Федерального закона №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на которые ссылается прокурор.

Более тог из приложенного к материалам дела копии договора аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3 договора) усматривается, что ФИО1 арендовала жилое помещение у ФИО1 сроком на девять месяцев и срок аренды данного помещения истек ДД.ММ.ГГГГ. Данные о продлении данного договора или иным законным способом владение данным помещением в материалах дела нет, и при таких обстоятельствах у ответчицы отсутствуют, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, на которые могли бы распространить требования прокурора.

При вышеизложенных обстоятельствах требования прокурора Ленинского района г. Махачкалы, основанные на вышеуказанные нормы законов, при отсутствии у ответчицы, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании помещений, суд находит не обоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Махачкалы о признании бездействия индивидуального предпринимателя ФИО1 по оборудованию входа в аптеку и выход из нее устройствами беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандусом, поручнями) незаконным и обязать ФИО1 обеспечить возможность входа (выхода) в аптеку гражданам с нарушениями функционально-двигательного аппарата, а именно оборудовать вход (выход) в это помещение пандусом и поручнями в соответствии с требованиями п. 3.1 ОСТ – отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Меджидов З.М.

Отпечатано в совещательной комнате.