Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Большое Мурашкино 07 сентября 2011 года Большемурашкинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Мироновой Е.В., при секретаре Забавиной Н.М., с участием представителей истца - адвоката Полякова Е.А., предоставившего удостоверение № 1566 и ордер №, Игнатьева В.И., действующего по доверенности, представителя ответчика Лазаревой Г.М., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курочкиной Е.А. к администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области о признании отказа администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении от 14.06.2011 года незаконным, У С Т А Н О В И Л: Курочкина Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области о признании отказа администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении от 14.06.2011 года незаконным. В обоснование исковых требований истица указала, что является ветераном - участником Великой отечественной войны 1941-1945 годов. В настоящее время она проживает вместе с Игнатьевым В.И. и И.Г.И. по адресу: <адрес>. Проживает в жилом доме 1965 года постройки, состоящий из 2 жилых комнат, общей площадью 36,2 кв.м. данный жилой дом принадлежит на праве собственности Игнатьеву В.И. и И.Г.И.. Иного жилого помещения на праве собственности или предоставленного по договору социального найма она или И., не имеют. В 2011 году она обратилась в администрацию Большемурашкинского муниципального района с заявлением о признании ее как ветерана Великой отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающегося в улучшении условий и на получение жилья в общий список. Согласно выписки из протокола № 9 от 14.06.2011 года заседание жилищной комиссии при администрации Большемурашкинского муниципального района было решено отказать в постановке на учет Курочкиной Е.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Данный отказ аргументирован тем, что обеспеченность общей жилой площадью согласно ст. 51 ЖК РФ п. 2 составляет 36,2 м.кв., при учетной норме 15 м.кв. на человека (семья состоит из 1 человека). Согласно заключению № 249 от 19.05.2011 года данный жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 пригоден для постоянного проживания. Данные выводы не соответствуют действительности. Кроме того, следует отметить, что само основание и вследствие этого расчет, занимаемой ею площади, приведенный в отказе, является неверным и не соответствующим нормам ЖК РФ, которые определяют признание гражданина нуждающимся в жилом помещении, а также тех лиц, которые могут реализовывать данное право. В жилом доме проживает она, ее дочь И.Г.И. и зять Игнатьев В.И. Таким образом, ее семья состоит из 3 человек, соответственно ее обеспеченность общей жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения. От администрации Большемурашкинского муниципального района она социальной помощи никогда не получала, жилье в собственность ей не предоставлялось. Вследствие изложенных обстоятельств, ее право по обеспечению ее жильем, в виде меры социальной поддержки, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», №714 от 07.05.2008 г. считает не реализованным. Решение администрации Большемурашкинского муниципального района от 14.06.2011 г., об отказе в постановке ее на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении ее жильем как ветерана Великой Отечественной войны, в виде меры социальной поддержки, ветеранам, участникам войны, определенной Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. - неправомерным. Просит признать отказ администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении от 14.06.2011 года незаконным. Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области обеспечить ее жилым помещением, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, в соответствии с указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов великой Отечественной войны 1941-1945 годов», № 714 от 07.05.2008 года. Истица Курочкина Е.А. надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, воспользовавшись правом ведения дела через представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, с участием её представителей. Представитель истца Игнатьев В.И., действующий по доверенности в ходе судебного заседания заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит прекратить производства по делу в части обязания администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области обеспечить Курочкину Е.А. жилым помещением, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, в соответствии с указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов великой Отечественной войны 1941-1945 годов», № 714 от 07.05.2008 года (л.д. 94). В данной части судом вынесено определение о прекращении производства по делу(л.д. 95-96). Настаивая на исковых требованиях в части признать отказ администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке Курочкиной Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета от 14.06.2011 года незаконным, Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области принять Курочкину Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, пояснил, что отказом администрации нарушены права ветерана войны. Его теща Курочкина Е.А., проживает в указанном доме с 2008 года. Является ветераном Великой Отечественной войны. До 2000 года проживала в р.п. <данные изъяты> в своем деревянном доме с печным отоплением. Дом продали, так как он стал разваливаться. В силу возраста и по состоянию здоровья Курочкина Е.А. нуждалась в постоянном постороннем уходе. После продажи дома теща переехала жить к ним в г. <данные изъяты>. Никакого другого жилья в собственности она больше не имеет. С 2008 года они все проживают в р.п. Б.Мурашкино. Курочкина Е.А. плохо передвигается и нуждается в постоянном постороннем уходе. Он и его жена, дочь Курочкиной осуществляют за ней уход. На сегодняшний день Курочкиной 86 лет, она нуждается в постоянном уходе. При получении жилья они будут ухаживать за Курочкиной Е.А.. В отделение социальной защиты Большемурашкинского района по вопросу ухода за Курочкиной не обращались, так как проживают вместе с последней и осуществляют за ней уход. Просит признать отказ администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке Курочкиной Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета от 14.06.2011 года незаконным. Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области принять Курочкину Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель истца - адвокат Поляков Е.А. доводы искового заявления поддержал, настаивает на измененных исковых требованиях. Считает, что Курочкина Е.А. имеет право как ветеран войны на меру социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Просит признать отказ администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке Курочкиной Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета от 14.06.2011 года незаконным. Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области принять Курочкину Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика Лазарева Г.М., действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Курочкина Е.А. с 29.02.2008 года проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный дом зарегистрировано в общей долевой собственности за И.Г.И. и Игнатьевым В.И., доля в праве 1/2 каждому. Администрацией района при формировании учетного дела получена от гр. Курочкиной Е.А. справка от 15.03.2011 г. № 627, в которой указана лишь она одна. В указанном доме И.Г.И. и Игнатьев В.И. на момент формирования учетного дела не были зарегистрированы. И.Г.И. является дочерью Курочкиной Е.А., а Игнатьев В.И. - зятем, согласно справки выданной администрацией пос. Большое Мурашкино от 21.07.2011 г. № 1353, факт регистрации И.Г.И. и Игнатьева В.И. носит временный характер. Дом, в котором проживает Курочкина Е.А., непригодным для проживания в установленном законом порядке не признан. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ и п. 12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевой и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных, а согласно акту обследования жилого дома по адресу: <адрес> от 19.05.2011 года № 249 в доме отопление - газовое, водопровод имеется, канализация имеется. Таким образом, занимаемое истицей жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, где оно расположено. До 2008 года гр. Курочкина Е.А. была зарегистрирована в р.п. <адрес>. В учетном деле гр. Курочкиной Е.А. имеется договор купли-продажи жилого дома от 17.12.2007 года. В соответствии с вышеуказанным договором жилой дом по <адрес> принадлежал гр. Курочкиной Е.А. на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 11.09.2006 года, выданного администрацией <данные изъяты> района, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области 21.09.2006 года серия <данные изъяты>. Указанный жилой дом деревянный бревенчатый, одноэтажный, общей площадью 47,0 кв.м. с тесовыми сенями. Виды благоустройства: водяное отопление от печи, водопровод. По какой причине была совершена сделка купли-продажи администрации неизвестно, акта обследования жилого дома, находящегося в р.п. <данные изъяты> гр. Курочкина Е.А. не представляла, у жилищной комиссии были все основания полагать, что дом соответствовал требованиям предъявляемым к жилым помещениям. Гр. Курочкина Е.А. является вдовой умершего Великой Ответственной войны. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Правом на такую же меру социальной защиты, в силу подпункта 3 пункта 15 того же закона, обладают участники Великой Отечественной войны. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 3статьи 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Вместе с тем, согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Несоблюдение указанного пятилетнего срока влечет отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 54 ЖК РФ. Считает, что Курочкиной Е.А. были намеренно ухудшены жилищные условия. Решение жилищной комиссии при администрации Большемурашкинского муниципального района № 9 от 14.06.2011 года, которым Курочкиной Е.А. было отказано в постановке на учет по улучшении жилищных условий, является законным. Основанием принятия такого решения является ст. 54 ЖК РФ., т.е. не предоставление Курочкиной Е.А. полного пакета документов, а именно акта обследования жилого помещения по прежнему месту жительства в р.п. <данные изъяты>, выписку из ЕГР прав на недвижимое имущества об отсутствии у Курочкиной Е.А. жилья на праве собственности. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили (л.д. 81 ). Суд, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя Министерства социальной политики Нижегородской области. Свидетель 1 в судебном заседании пояснил, что проживает в доме <адрес>. Знает, что Игнатьев В.И. проживает в доме напротив около 4 лет. Сначала он проживал один, делал в доме ремонт, потом к нему приехали жена и бабушка. Как их зовут, не знает. Проживают они в доме постоянно. Жена временно работала в г. Н.Новгороде, но возвращалась в р.п. Б. Мурашкино. Здесь у них огород, который они обрабатывают. Бабушка старенькая, плохо передвигается и он часто видит, что она сидит на лавочке около дома. Свидетель 2 в судебном заседании пояснил, что Игнатьева В.И. знает с 2007 года. Познакомился с ним по роду своей работы, устанавливал ему телефон. Знает, что Игнатьев проживает в доме <адрес> Свидетель 3 в судебном заседании пояснила, что ее матери Курочкиной Е.А., ветерану войны, 86 лет и она не в состоянии проживать одна. Из р.п. <данные изъяты> они ее забрали около 10 лет назад. У мамы трофические язвы на ногах, она гипертоник. Первоначально они проживали в г Нижнем Новгороде, потом продали квартиру в Н. Новгороде и купили дом в р.п. Большое Мурашкино. В 2007 году переехали в р.п. Большое Мурашкино. Сначала переехал муж, потом они с мамой. Мама находится в болезненном состоянии, плохо передвигается, у нее повышенное давление. На учете у врачей состоит, часто врача на дом не вызывает. В р.п. <данные изъяты> мама проживала в деревянном доме. Дом был приватизирован. В доме было печное отопление, холодная вода. Удобства были на улице. Продажей дома занималась соседка. После того, как маму они забирали в г. Н.Новгород, в доме длительное время никто не проживал. Потом его продали. В этом году мама с родственниками на машине ездила в р.п. <данные изъяты>. С ее слов знает, что хозяева дома, сделали капитальный ремонт, подвели дом на новый фундамент, сделали новую крышу, пристрой. Необходимости обращаться в социальную защиту и привлекать кого-то со стороны для ухода за мамой у нее нет, так как ухаживает за мамой она сама. Считает, что мать имеет право как ветеран войны на меру социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Судом исследованы письменные доказательства по делу: копия выписки № 9 от 14.06.2011 г. (л.д.4), копия акта обследования жилого дома № 249 от 19.05.2011 г. (л.д.5), копия заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (л.д.6), копия технического паспорта на индивидуальный жилой дом (л.д.7-9), копия свидетельства о государственной регистрации права (л.д.10), копия свидетельства о рождении Игнатьева В.И. (л.д.11), копия справки из администрации р.п. Б. Мурашкино (л.д.12), копия выписки из домовой книги (л.д.13), копия удостоверения Курочкиной Е.А. (л.д.14), копия паспорта Курочкиной Е.А. (л.д.15-16), уведомление об отсутствии в ЕЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.21), копия учетного дела Курочкиной Е.А. состоящего в очереди на получение жилой площади (л.д.30-61), копия решения Земского собрания Большемурашкинского района № 24 от 22.03.2007 года об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории Большемурашкинского района (л.д.62), копия паспорта Игнатьева В.И. (л.д.63), копия свидетельства о регистрации по месту пребывания Игнатьевой Г.И. (л.д.64), копия свидетельства о регистрации по месту пребывания Игнатьева В.И. (л.д.65), уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.84), сообщение администрации <данные изъяты> района Нижегородской области (л.д. 87), копия справки о состоянии здоровья (л.д.93), копия кадастрового паспорта(л.д.88-89). Заслушав пояснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Судом установлено, что Курочкина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением ветерана (л.д.14). Как следует из материалов дела и пояснений сторон истец Курочкина Е.А проживает совместно с Игнатьевым В.И. и И.Г.И.. в жилом доме <адрес> (л.д.12), принадлежащем на праве собственности Игнатьеву и И.. Жилой дом имеет общую площадь 36.2 кв.м. (л.д. 7-9, 88-89). 04.04.2011 Курочкина Е.А. как участник ВОВ обратилась в администрацию Большемурашкинского муниципального района с заявлением о включении в сводный список граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением жилищной комиссии Администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области от 14 июня 2011 года, рассмотревшей заявление Курочкиной Е.А., в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отказано. В адрес Курочкиной Е.А. Администрацией Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области 12.07.2011 года направлен ответ на её заявление, в котором ей на основании п. 2 ст.54 Жилищного Кодекса Российской Федерации отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Отказ мотивирован тем, что Курочкина Е.А. имеет обеспеченность общей жилой площадью согласно ст. 51 ЖК РФ п.2 - 36.2 кв.м., при учетной норме 15 кв.м. на человека. Семья состоит из 1 человека. Жилой дом соответствует установленным требованиям, предъявленным к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Курочкина Е.А., находя данный отказ незаконным, полагает, что имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа №30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Исследовав все представленные сторонами доказательства, суд находит, что отказ в признании Курочкиной Е.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения в целях обеспечения её жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", является незаконным и необоснованным, поскольку Курочкина Е.А. не обеспечена жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством. Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Земского собрания Большемурашкинского района Нижегородской области от 22.03.2007 года N 24 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Большемурашкинского района установлена равной 15 кв. метров общей площади жилого помещения (л.д.62). Как видно из дела, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, который находится в собственности Игнатьева В.И. и И.Г.И. в котором истица зарегистрирована и проживает вместе с дочерью И. и зятем Игнатьевым В.И., составляет 36,2 кв. м, что меньше площади жилого помещения, необходимой для проживания троих граждан (л.д. 7-9, 12). Считая отказ Администрации незаконным, истец в исковом заявлении и представители истца в судебном заседании указали, что Курочкина Е.А. должна быть признан нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Как следует из пояснений представителя ответчика, решением жилищной комиссии Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области от 14 июня 2011 года, рассмотревшей заявление Курочкиной Е.А., было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из того, что Курочкина Е.А. не представила комиссии ряд документов, подтверждающих её право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Курочкиной Е.А. не были представлены сведения о том, обращалась либо не обращалась она по прежнему месту жительства, в администрацию <данные изъяты> района Нижегородской области, с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, и не представлено заключение соответствующей комиссии о состоянии ранее занимаемого жилого помещения (акт обследования жилого помещения <адрес>), которое было реализовано Курочкиной Е.А. в 2007 году, поскольку по мнению ответчика, Курочкина Е.А. умышленно ухудшила свои жилищные условия. Согласно п. 1 ч. 1, ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года за N 179-З, отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона документы, где среди прочих предусмотрены, документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества, документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях); Из буквального толкования указанных норм следует, что гражданину можно отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, если им не представлены соответствующие документы. Указанная норма не является императивной, однако и варианты исключения законом не определены. Вместе с тем, Всеобщая декларация прав человека установила: "Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом" (ст. 8). С этой нормой международного права перекликается ст. 46 Конституции: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Это означает признание в России верховенства судебной власти в системе государственной защиты прав граждан, подтверждение того, что предназначение судебной власти - защита прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности прав каждого на жилище, признаваемых международным сообществом в качестве элемента права на достойный уровень жизни, стабильность и гарантированность прав и свобод граждан, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства. Учитывая нормы действующего законодательства, суд находит, что непредставление Курочкиной Е.А. требуемых администрацией документов носит объективный характер. Между тем, при недостаточности сведений, предоставленных Курочкиной Е.А.., жилищная комиссия вправе проверить их достоверность и иные интересующие их сведения. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора судом установлены, получены сведения из Администрации <данные изъяты> района Нижегородской области о том, что Курочкина Е.А., 05.01.1926 года по вопросу о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не обращалась (л.д.87). Согласно уведомления УФСГР, К и К по Нижегородской области в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Курочкиной Е.А. на недвижимое имущество (л.д. 84). Суд приходит к убеждению о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области от 14.06.2011 ода за N 9 в части отказа в постановке на учет Курочкиной Е.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета по основаниям предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Не могут быть приняты во внимание судом и доводы представителя ответчика о том, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, и в силу ст.53 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Как следует из материалов дела, право на меру социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета у Курочкиной Е.А., как ветерана Великой Отечественной войны возникло в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Федеральным законом N 327-ФЗ от 21 декабря 2009 г. Согласно этим изменениям в указанный Федеральный закон обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено вне зависимости от даты постановки на учет. Что касается продажи дома № <адрес>, то оно имело место 17.12.2007 года, то есть за два года до внесения указанных изменений в Федеральный закон "О ветеранах", и было обусловлено необходимостью осуществления за ней - Курочкиной Е.А. постоянного постороннего ухода в силу возраста, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1455 от 26.12.2006 года. Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Курочкина Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в силу своего преклонного возраста (86 лет) нуждающаяся в постоянном постороннем уходе, продавая дом <адрес>, 17.12.2007 года, не могла предвидеть, что законодателем через два года 21 декабря 2009 года будут внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", согласно которым будет предусмотрено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от даты постановки на учет и у неё, как у ветерана Великой отечественной войны возникнет такое право. Указанное обстоятельство было обусловлено необходимостью осуществления за ней - Курочкиной Е.А. постоянного постороннего ухода, в силу возраста. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Курочкиной Е.А. удовлетворить. Признать отказ администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в постановке Курочкиной Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета от 14.06.2011 года незаконным. Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области принять Курочкину Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10-ти дней со дня провозглашения через районный суд. Председательствующий Е.В. Миронова Судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18.10.2011 года решение Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 07.09.2011 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.